Практику отбора детей для обучения в элитных государственных заведениях стоит ограничить. Успехи гимназистов и лицеистов во время сдачи ВНО только частично являются результатом высокого качества преподавания, считают эксперты центра CEDOS, проанализировавшие неравенство учебных достижений в украинских школах по результатам внешнего независимого оценивания в 2016 году.

 

Исследование показало разрыв между знаниями выпускников городских и сельских школ, а также обычных и элитных. Лицеи и гимназии во время ВНО продемонстрировали не только высший средний балл, но и намного меньшее, чем в обычных учебных заведениях, внутрешкольное неравенство. Об этом говорится в аналитическом отчете, обнародованном на сайте центра.


— Государственная образовательная политика может сократить неравенство в результатах украинских школьников, если больше внимания будет уделяться сельским школам и школам, отстающим по своим показателям, — считает эксперт центра CEDOS Егор Самохин. — Кроме того, рекомендуется запретить селективность в элитных учебных заведениях, которая приводит к сегрегации на школы с отличниками и школы со всеми остальными.


Качество среднего образования в Украине оставляет желать лучшего. Об этом свидетельствуют результаты тестирования, которые каждый год обнародует Украинский центр оценивания качества образования. Во время последнего тестирования 15 процентов выпускников завалили ВНО по математике, хотя пороговый балл по этой дисциплине был довольно низким — 9 из 62 возможных. По другим предметам ситуация не намного лучше, считают в центре.


В 2016 году впервые все выпускники средней школы сдавали ВНО не только по украинскому языку и литературе, но и по математике или истории Украины (на выбор абитуриента), даже если они не планировали поступать в вузы. Поэтому в общую статистику попали результаты ВНО всех школьников, а не только желающих поступить в университет. 


Оказалось, что лучше всего наши дети выучили украинский язык и литературу. По 200-балльной шкале средний балл по украинскому языку и литературе составил 145,5, а по математике — всего 138. В тестовых баллах (с учетом результатов учеников, не преодолевших проходной барьер) средняя оценка — 53,2 по украинскому (максимальная — 104) и 21 по математике (максимальная — 63).


Процент учеников, заваливших ВНО по соловьиному, был довольно небольшим.


Вместе с тем по математике результаты были намного хуже. Многие участники тестирования получили низкий балл и едва преодолели проходной барьер. Количество отличников было намного меньше, чем во время тестирования по украинскому языку.


Эксперты обнаружили катастрофический разрыв между лучшими и слабыми учениками (сравнили средний балл, который набрали десять процентов лучших участников тестов и столько же — худших). Во время тестирования по соловьиному первые получили балл, в среднем выше в пять раз, а во время тестирования по математике — в восемь раз.


Существенно отличались результаты ВНО в зависимости от типа населенного пункта, в котором учились выпускники.


Выпускники из города получили более высокие результаты, чем их ровесники из сельской местности, а ученики элитных гимназий, лицеев, коллегиумов, специализированных школ с еще большим разрывом опережают учеников обычных заведений. Отметим, что большинство гимназий и лицеев находятся именно в городах. Но даже если сравнивать между собой достижения обычных школ, преимущество городского образования над сельским очевидно.


Как отмечают в своем исследовании эксперты центра CEDOS, по 200-балльной шкале средний балл городских выпускников по украинскому языку и литературе составляет 149,3, сельских — 136,7; по математике — 141,2 и 129,4 соответственно. По тестовым баллам (учитывая тех, кто завалил тест, то есть набрал очень мало баллов), разница между городскими и сельскими поступающими достигает почти 13 баллов по украинскому языку и 6 баллов по математике.


Еще существенней неравенство достижений в учебе выпускников по типу школы. Элитные заведения имеют средний балл по украинскому языку 162 по сравнению с 144 в обычных школах (в тестовых баллах — 68,5 и 51 соответственно). По математике преимущество аналогичное: 152 против 136 по 200-балльной шкале (29 и 20 тестовых баллов соответственно).


Конечно же, не во всем можно винить школу. Эксперты отмечают, что есть независящие от нее факторы — например, доходы семьи, образование и профессия родителей выпускников, и они, скорее всего, имеют больше влияния на достижения детей в учебе, чем школа. Многие поступающие готовятся к ВНО в компании репетиторов, которые стоят недешево и доступны не всем.


— Однако государственная политика в сфере образования должна улучшать результаты успеваемости и сокращать неравенство путем повышения качества преподавания, компенсируя исходное неравенство из-за социально-экономического статуса учеников, — отмечает Егор Самохин.


Несмотря на значительный разрыв между средними результатами обычных и элитных школ, неравенство внутри школ все-таки выше, чем неравенство между школами. В большинстве наших школ, особенно обычных, «нестатусных», можно найти как отличников, так и троечников. Это говорит о том, что полного распределения на школы с отличниками и школы с троечниками пока, к счастью, не произошло.


Неравенство в результатах тестирования, в частности в зависимости от места жительства и типа школы, в которой учился участник ВНО, очень существенно и свидетельствует о неспособности украинской системы среднего образования давать качественные знания всем школьникам. «Конечно же, в любой системе всегда будет определенное неравенство — некоторые ученики просто более способные, чем другие. Кроме того, есть факторы, на которые может повлиять социальная и экономическая политика государства, а не образовательная, — отмечает Егор Самохин. — Тем не менее, если сокращение неравенства сделать одним из приоритетов образовательной политики Украины, значительную часть разрывов между баллами выпускников школ удастся ликвидировать».

Поэтому во время оптимизации школьной сети в сельской местности нужно акцентировать внимание не на экономии средств, а на повышении качества образования. Высвобожденные в результате закрытия малокомплектных учебных заведений ресурсы нужно направлять на повышение квалификации учителей и их зарплат, приобретение учебных материалов и техники. Кроме того, необходимо позаботиться о наличии квалифицированных учителей-предметников и изменить ситуацию, когда из-за нехватки кадров один и тот же педагог преподает пять непрофильных для него предметов.


В городах нужно ограничить отбор учеников для обучения в элитных государственных заведениях и ввести электронную запись в школу с применением лотереи в том случае, если желающих учиться в ней больше, чем имеющихся мест. По мнению экспертов, родители должны иметь возможность подавать заявления одновременно в несколько школ, указав их приоритетность.


Основной секрет успеха элитных заведений заключается в том, что в них в раннем возрасте отбирают лучших учеников. В гимназиях такая «селекция» происходит после четвертого класса, а в специализированных школах разрешен отбор первоклассников. Это автоматически приводит к поляризации на «лучшие» и «худшие» школы независимо от того, намного ли отличается в них качество преподавания. Обычные школы, из которых ушли отличники, теряют «лидеров», на которых могли ориентироваться другие ученики.


Приоритетом должна стать поддержка слабых заведений, а не дополнительное стимулирование сильных, считают эксперты. Они советуют ввести практику институционального аудита школ с плохими образовательными достижениями. По его результатам можно будет выработать индивидуальный сценарий решения проблем.