В последнее время тема цен на газ и тарифов на отопление находится в центре внимания общества. Однако все публичные дискуссии идут вокруг двух вопросов — справедливости тарифов и системы субсидий. Тогда как тема монополии на рынке тепловой энергии (ТЭ) остается практически вне обсуждения. Так что на самом деле происходит в отечественных системах централизованного теплоснабжения (ЦТ)?

 

 

Проблемы централизованного теплоснабжения


В результате монопольного положения предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ) в секторе ЦТ и несовершенного законодательства существует ряд проблемных вопросов. Это прежде всего отсутствие предпосылок для конкуренции в сфере теплоснабжения. Отсутствие стимулов для повышения эффективности производства ТЭ. Существование барьеров для доступа к теплосетям независимых производителей тепловой энергии.

Отсутствие или недостаточность инвестиций как результат несовершенства существующих механизмов тарифообразования («себестоимость +6 процентов»).


Отметим, что развитые европейские страны в основном уже создали конкурентный рынок ТЭ, а остальные страны ЕС двигается в этом направлении.

 

Модель «единого покупателя»     Модель «открытых теплосетей» 

 

> Швеция    > Норвегия                                       Польша:
> Финляндия    > Венгрия                         *Несколько крупных городов 
> Эстония    > Хорватия                          в течение нескольких последних лет.
> Латвия    > Нидерланды                         *Новая версия закона «Об 
> Литва     > Великобритания                       энергетике», позволяющая 
> Германия     > Италия                                    прямую продажу ТЭ 
> Дания     > Польша                                   потребителю, принятая лишь 
                        (преимущественно)  в 2013—2014 годах.


Напомним, что «эффективным центральным теплоснабжением и охлаждением» согласно директиве 2012/27 EU «Об энергоэффективности» считается «система центрального теплоснабжения или охлаждения, использующая минимум 50 процентов возобновляемой энергии, 50 — сбросового тепла, 75 — тепла от когенерации, или 50 процентов комбинации такой энергии и тепла».


Если обратить внимание на опыт европейских стран, то в них в течение последних 20 лет в производстве тепловой энергии стабильно растет доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ), преимущественно биотоплива (древесная щепа, солома, пеллеты, брикеты и пр.). В среднем по ЕС она составляет более 23 процентов. В отдельных странах этот показатель значительно выше: в Норвегии — 70, в Швеции — 65, в Литве — 61, в Дании — 47, в Австрии — 41, в Финляндии — 37, в Латвии — 28 процентов.


Для Украины такая практика не является чем-то новым. Производители тепловой энергии из возобновляемых источников активно работают в секторе промышленности, коммерческих и бюджетных учреждений. Причем по более низким тарифам, нежели производители ТЭ из газа. А вот в ЖКХ их пока не пускают.


Поэтому убеждены: необходима реформа системы ЦТ с целью создания конкурентного рынка ТЭ в Украине. Считаем реальной разработку необходимой законодательной базы в течение 2016 года, а подзаконных актов в первой половине 2017-го. Рабочая группа по этим вопросам при Госэнергоэффективности работает с февраля текущего года. Группа консультантов при поддержке проекта МЭРП USAІD работает с августа 2016-го над концепцией такого рынка. Ниже приведем основные положения этой концепции.


Предлагаемая модель конкурентного рынка ТЭ...


Конкурентный рынок ТЭ по модели «единого покупателя» — аналог модели «оптового рынка», действующего нынче на рынке электроэнергии Украины. За основу взята Литовская модель конкурентного рынка ТЭ.


Ежемесячные аукционы среди производителей ТЭ. При этом цена тепловой энергии на аукционе не должна превышать предельной цены основного производителя.


Тариф на тепловую энергию для конечных потребителей в результате конкуренции производителей не может быть выше, чем при условии отсутствия такой конкуренции.


Прозрачный механизм и недискриминационные правила присоединения независимых производителей к теплосетям.


Финансовый анбандлинг существующих ТКЭ. Анбандлинг (от англ. unbundlіng — разделение) — юридическое разделение существующих теплоснабжающих компаний по крайней мере на две независимые компании. Одна занимается производством тепловой энергии, а другая — ее транспортировкой и поставками. Основная цель анбандлинга — обособление производства от транспортировки, поскольку, как можно ожидать, это будет способствовать облегчению доступа независимых производителей тепловой энергии (в том числе с ВИЭ) к существующим сетям.


...И ожидаемые результаты внедрения


Постепенное снижение тарифов на тепловую энергию для конечных потребителей.


Создание конкуренции в секторе централизованного теплоснабжения.


Повышение эффективности производства тепловой энергии для операторов и независимых производителей.


Внедрение концепции открытых тепловых сетей на основе недискриминационных условий подключения независимых производителей.


Рост частных инвестиций в секторе централизованного теплоснабжения.


Обновление инфраструктуры ЦТ.


Рост замещения природного газа биомассой и другими альтернативными источниками энергии в секторе ЦТ.


Повышение спроса на биотоплива и другие альтернативные источники энергии в секторе ЦТ.


Создание новых рабочих мест в секторе производства и заготовки биотоплив и производства соответствующего биоэнергетического оборудования.


Считаем, что без демонополизации и создания равных правил игры на рынке тепловой энергии мы никогда не остановим рост тарифов и не повысим уровень услуг ЦТ. Пришло время от многолетнего популизма в этой сфере перейти к реальной работе!


Александр ДОМБРОВСКИЙ, народный депутат, и.о. председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.

Сергей САВЧУК, глава Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины;


Диана КОРСАКАЙТЕ, руководитель проекта «Муниципальная энергетическая  реформа», USAІD;


Георгий ГЕЛЕТУХА, глава правления Биоэнергетической ассоциации Украины.