Корабль  чиновники просто не заметили


Как часто местные, да и не только, бюрократы поражают своим равнодушием. Оно вроде того, которое недавно наблюдал через окно своей квартиры. Мощные краны напротив поднимали вверх сверкающий золотом купол деревянного храма, чтобы установить его над 20-метровым срубом. Мой нос аж прилип к стеклу: исторический же момент. Между тем большинство прохожих даже не замедляли шаг: им было безразлично и неинтересно. Так часто поступают и наши госслужащие. Кажется, взорвись что-нибудь рядом, не повернут головы.


Уже полгода назад через газету обнародовал намерения молодого предпринимателя восстановить речной флот на Стыри. Ожидал мгновенной реакции первых руководителей области, их готовности подставить свое плечо под чрезвычайно полезное для нашего края дело. Но за совещаниями и разными торжествами у волынских высокопоставленных должностных лиц нет времени на такие «мелочи». И это при том, что русло некогда судоходной Стыри зарастает, заиливается, в нем полно затонувших деревьев. В случае наводнения все это может привести к подтоплению и самого Луцка, и десятков населенных пунктов Волынской и Ривненской областей. Речной флот, надежда на возрождение которого появилась, готов взяться прежде всего за расчистку русла, иначе корабли по Стыри не смогут ходить.


А тем временем, вопреки воле чиновников из ОГА, события на речной пристани в Луцке получают развитие. Как рассказал во время последней встречи (24 ноября) директор ООО «Речной порт «Луцк» Олег Карбалай, дело по восстановлению речного флота на Стыри медленно, но все же продвигается. На катере-буксире установили корабельный двигатель, наладили систему управления судном. Вскоре оно будет зарегистрировано и получит название «Характерник». Но больше всего молодой руководитель рад тому, что удалось подобрать команду специалистов. В частности, теперь в обществе трудятся опытные капитаны Петр Юсин и Владимир Будчик, за плечами у которых десятки лет работы на речном флоте.


Вместе с Олегом Карбалаем поднимаемся по трапу на катер. Это довольно большое, как для Стыри, судно — длиной 17,5 метра и весом около 20 тонн. Мощный двигатель позволит ему тянуть за собой валки барж с несколькими сотнями тонн груза. В машинном отделении пахнет смазкой: корабль хоть сегодня может отправиться в плавание. А вот кубрик еще не готов. За его обустройство возьмутся сами капитаны, чтобы сделать его на свой вкус.


Пристанью заинтересовался... митрополит


В нескольких десятках метров от катера покачивается на волнах мощный земснаряд. Если бы были разрешения, он бы уже несколько месяцев чистил и углублял русло. Вскоре здесь появится еще одно плавсредство — корчевалка. Это само-сплавная баржа с двумя лебедками и стрелами крана с двух сторон, которыми можно корчевать и поднимать на три метра над уровнем воды деревья весом до десяти тонн. Стырь уже несколько десятилетий не чистилась.


— Планируем в скором времени доставить в Луцк и пассажирский катер. В нем будет приблизительно 50 посадочных мест, — делится планами Олег Карбалай. — Есть уже предложение от руководителя Волынской епархии УПЦ Киевского патриархата митрополита Михаила оборудовать в Луцке, возле монастыря в старом городе, пассажирскую пристань. Планируется открыть паломнический водный путь до Боратина. У нас очень проблемным местом является поселок Колки. До него в Стыри очень много затонувших деревьев и искусственных браконьерских запруд. Нужно все это убрать, чтобы дать возможность судам проходить по тем живописным местам до самого села Старый Чарторийск, на холмах которого над рекой находится очень красивый храм. Река там шире, имеет много разветвлений. Планируем возобновить наши туристические водные пути.


— Что касается грузовых перевозок, — продолжает Олег Карбалай, — то будем транспортировать прежде всего песок и щебень. В Старой Рафаловке еще остался в хорошем состоянии работающий погрузочный плавкран. Пассажирская пристань будет в Луцке прямо под мостом Бена. А грузовая — там, где она всегда была, ниже по течению. Нам много помогает Лукьян Федчик, который в свое время возглавлял Припятское региональное представительство Госводинспекции Украины. Человек он известный, был командиром дизельной подводной лодки.


Поделился Олег Карбалай еще одной оптимистической новостью: вопрос возобновления судоходства на Стыри предусматривается обсудить на одной из ближайших сессий областного совета. Чтобы получить разрешение на углубление русла, нужно разработать проект проведения этих работ. И в обществе не собираются отсиживаться без дела. В пределах Луцка оно будет проводить работы по очистке русла Стыри от деревьев и уже имеет на это разрешение городского совета.


Без полноводной Стыри РАЭС не будет работать


— Идея возобновления судоходства на реке Стырь своевременна и имеет два направления, — рассказывает начальник областного управления водных ресурсов Ростислав Кравчук. — Первое — это восстановление водного режима реки Стырь. Потому, что сейчас она имеет очень много преград, поваленных деревьев, земляных перекатов, и это может стать серьезным препятствием в пропуске паводка, привести к значительным затоплениям и подтоплениям территорий, размыву берегов. Реку обязательно нужно почистить. Еще одна важная деталь: ниже по течению находится Ривненская атомная электро-станция, которая тоже нуждается в воде. И само поступление воды по очищенному и углубленному руслу будет проходить быстрее.


Второй вопрос — это возобновление судоходства. Перевозку тяжелых и крупногабаритных грузов нужно осуществить прежде всего речным флотом потому, что автодороги от этого разрушаются и большие средства нужно затрачивать на их восстановление. К тому же водный транспорт самый экологический. Таким образом, восстановление водного пути — это наша перспектива. В любом случае реке требуется забота. В качестве примера: русло реки Припять на-столько заросло, что по нему сегодня трудно пройти даже на лодках. Ранее подобных проблем там не было. Предложения областного управления водных ресурсов по восстановлению водного режима реки Стырь в ближайшее время будут поданы в областную


госадминистрацию для включения в стратегический план развития области «Волынь-2020». Ожидаем, что на сессии областного совета его утвердят.


Уже покидая пристань, снова с грустью отметил: земснаряд как стоял в июне, так и стоит на том же месте, а за эти пять месяцев он мог бы очистить не один километр русла Стыри. Когда же все-таки удастся наших бюрократов-чиновников расшевелить, чтобы дали разрешение на его работу. Тем временем в полукилометре выше по течению превращается в болото заиленное русло реки, которое когда-то расширили и планировали сделать этаким Луцким морем.

Волынская область.

 

Олег Карбалай надеется, что в скором времени его «Характерник» поднимет якорь и отправится в первое плавание по Стыри.


Фото автора.