Воспитание через искусство — одна из ключевых задач учреждений внешкольного образования. Огромный опыт такой креативной педагогики имеет «Киевский городской дом учителя». Здесь начали ряд интересных художественных проектов, которые получили благоприятные отзывы в Украине и за границей.

 

 

Вместе с директором Дома учителя Русланой Рудковской мы рассматриваем детские рисунки, коллажи и удивляемся неудержимой фантазии авторов.


— Детское творчество — интересный и неисчерпаемый материал для исследований психологов и педагогов, — говорит Руслана. — Вот, например, мы попытались создать «гендерный рисунок». Поделили лист пополам и предложили двум авторам — мальчику и девочке — поочередно их заполнить. Таких полотен и таких авторов было много. Кто-то начинал рисунок, кто-то — заканчивал. Так появился и этот меч, обвитый цветами. Ни один из юных художников не отнесся к предложению пренебрежительно и не отказался довершить воплощение чужого замысла. Несмотря на гендерные отличия.


Искусство не только дарит эстетическое наслаждение, но и лечит души. В этом году Дом учителя предложил киевским школьникам нарисовать поздравительные открытки для ровесников с Донбасса. Проект «Новогодняя открытка для друга на Востоке» был успешно реализован. Открытки передали адресатам во время презентации фотовыставки «ТО, О ЧЕМ ТРУДНО СКАЗАТЬ», в которой принимали участие дети-переселенцы.
В Доме учителя давно собирают коллекцию детских рисунков и коллажей. «Дети — участники проекта — были поражены возможностями коллажа как жанра, — отмечает заведующая культмассовым отделом Дома учителя Алла Рыженкова. — В этой технике создают свои художественные работы даже монаршие лица. Например, королева Дании».


В ноябре этого года «Киевский городской дом учителя» в лице Марины Захарченко — заведующего отделом по работе с молодежью — впервые представил свои наработки на Международной конференции Podіum Pestalozzіanum-2016. «Она каждый год проходит в Швейцарии. На этой площадке работники образования обсуждают наиболее актуальные проблемы, — рассказывает Руслана Рудковская. — В ходе конференции мы передали в архив детского рисунка Педагогического университета Цюриха работы киевских школьников. Это чрезвычайно интересные вещи. В Цюрихе собирают детские рисунки с конца 19 века, и недавно начали оцифровку этих работ. Какая-то часть уже выставлена для ознакомления во «всемирной сети».


Свою коллекцию детских рисунков Руслана Рудковская начала собирать еще, когда работала учителем. «А в Швейцарию мы передали пять рисунков, которые выставлялись в 2015 году в «Мистецькому арсеналі» в рамках проекта «Код Малевича», — рассказывает она. — Работы выполнены на темном фоне, что очень заинтересовало наших заграничных партнеров. В швейцарской коллекции таких еще не было. Мы договорились, что в оцифрованном виде наш Дом учителя вскоре получит часть большой коллекции Педагогического института Цюриха».


«Специально до конференции Podіum Pestalozzіanum-2016 мы подготовили и напечатали буклет на немецком языке — рассказали о своей цели и наиболее интересных проектах, — вспоминает Руслана Рудковская. — В частности, о проведенном в Доме учителя воркшопе «Гравюры Дюрера». Это был междисциплинарный проект (художественная культура плюс иностранный язык): дети знакомились с творчеством выдающегося художника и вместе с тем получили возможность усовершенствовать свои знания по немецкому. В завершение мы предложили им ощутить себя соавторами известного шедевра: разрисовать пастелью копию гравюры Дюрера «Меланхолия», которую, кстати, искусствоведы считают одной из самых загадочных и сложных для понимания».


В кабинете Русланы Рудковской на маленьком столике стоит небольшая сахарная копия Дома учителя. Это — подарок от фонда «Изоляция» и одного из международных проектов. Скульптура из кусочков рафинада была размещена в центре интерактивной инсталляции «Сахарная демократия», которую создавали и показывали в Киеве. «Наше здание очень понравилось ирландскому скульптору Брендону Джеймисону, — рассказывает Руслана Рудковская. —- Вместе со своим коллегой Марком Ревелзом он в течение нескольких лет строил сахарные архитектурные шедевры в Париже, Лондоне, Пекине. В Киеве они отдали предпочтение Дому учителя, где в 1917-1918 годах заседала Центральная рада и который ассоциируется с местом, где культура и образование должны творить демократию. Кстати, в мае следующего года Брендон Джеймисон снова посетит Киев и, возможно, мы уговорим его провести в Доме учителя мастер-класс для молодых художников».


Но действительность не всегда «рафинадная». Здание Дома учителя нуждается в реставрации, прежде всего —  стеклянный купол. «Проект уже разрабатывается, и нас попросили написать свои пожелания, — рассказывает Руслана Рудковская. — Конечно, мы хотим «все и сразу» — чтобы не только спасли купол и отреставрировали фасад, чтобы упорядочили наш внутренний дворик, чтобы появились у нас творческие мастерские и комнаты для психологической разгрузки педагогов. Ведь мечтать не запрещено! Было бы чудесно, если бы наши большие залы превратились в выставочные центры, где студенты художественных вузов столицы могли бы бесплатно выставлять свои работы».


Интересной особенностью этого учреждения является то, что на его базе работают кружки и студии не только для детей, но и для взрослых. Например, хор для «людей элегантного возраста» — ветеранов педагогической работы. И это тоже следует учесть. В планах на следующий год — выставка косовской керамики, кукол-мотанок, книжной и станковой графики, петриковской росписи. Сейчас здесь можно увидеть гобелены молодой житомирской художницы Ольги Дидковской.


В следующем году в Украине будут отмечать столетие Центральной Рады, поэтому педагогическая общественность надеется, что правительство и местные власти найдут достаточно средств на сохранение этого архитектурного памятника государственного значения.

 

В Киевском городском доме учителя проходит выставка гобеленов житомирской художницы Ольги Дидковской. 

 

Директор Дома учителя Руслана Рудковская.


Фото Юрия ПЕРЕБАЕВА.