Как соавтор концепции и координатор проекта «Новая украинская школа», я категорически не могу согласиться с точкой зрения народного депутата Украины Александра Спиваковского по поводу путей реформирования среднего образования, обнародованной 20 декабря в статье «Новая украинская школа — путь к интеллектуальному «разоружению» украинцев?»

 

Господин Спиваковский утверждает, что реформировать «нужно не систему, а только содержание, наполнение». Однако не менее важными, чем новое содержание образования, основанное на формировании компетентностей, необходимых для успешной самореализации в обществе, являются и другие восемь ключевых компонентов «формулы» Новой школы: педагогика партнерства учеников, учителей и родителей; мотивированный учитель, имеющий свободу творчества и развивающийся профессионально; ориентация на потребности ученика в образовательном процессе; сквозной процесс воспитания, формирующий ценности; новая структура школы, позволяющая хорошо усвоить новое содержание и получить компетентности для жизни; децентрализация и эффективное управление, что даст школе реальную автономию; справедливое распределение публичных средств, которое обеспечивает равный доступ всех детей к качественному образованию; современная образовательная среда, которая обеспечит необходимые условия, средства и технологии для учебы ученикам, работникам образования, родителям как в стенах учебного заведения, так и вне их.


Удивляет также «уличение» господина Спиваковского в разрушительных намерениях авторов Концепции, поскольку ее заключительные разделы предлагают как раз постепенную стратегию ее введения. Это даже побудило Премьер-министра призвать к пересмотру динамики изменений. «Мое личное мнение — график введения реформы должен быть более интенсивным... Ведь, если подсчитать наши потери от негативных тенденций, которые мы уже наблюдаем в нашем обществе, с инвестициями в образование, то потери будут больше», — отметил он. Можно сомневаться, выбирая пути и способы — особенно при естественном разнообразии в условиях децентрализации, надо искать равновесия качества образования и справедливого доступа к нему, довольно возражать против закоренелости образовательных систем в национальные традиции. Следует даже отдать должное достижениям украинского школьного дела — и опереться на них.


Но нельзя согласиться с безосновательным противопоставлением компетентностей знаниям. Ведь компетентности по определению сочетают знания с умениями и отношениями. Непонятен также источник беспокойства о подходах к предлагаемой Концепцией организации образовательного процесса в Новой украинской школе: в частности, когда будут изучать таблицу умножения, и преобладание игровых методов, и образовательный уровень учителей начальных классов, даже опыт американских публичных школ (их место в образовательной системе Соединенных Штатов на самом деле в основном не заслуживает такого сокрушительного вердикта —но мы здесь не о них).


Хочу всех успокоить: речь идет как раз о побуждении учителей (а учитель начальных классов должен быть самым образованным!) — к поиску таких подходов, которые соответствовали бы возрастным особенностям учеников, чтобы в 5—6 классе не начинал угасать интерес к знаниям. Это касается как подходов к овладению операцией умножения, которое, как и прежде, будет начинаться во втором классе, так и погружения в мир чтения, развития устной речи и грамотного письма. И так можно учиться не только в школе, но и в течение всей жизни.


«Новая украинская школа станет возможной только тогда, когда мы изменим саму суть образовательного процесса — от многолетних разговоров о «компетентностном подходе» перейдем к ежедневному поиску таких видов учебной деятельности, которые способствовали бы беспрерывной поступи каждого ученика и каждой ученицы», — утверждает Лилия Гриневич в своем вступительном слове к Основам стандарта общего среднего образования, которые были обнародованы 8 декабря в развитие идей, заложенных в Концепции. Стандарт определит ожидаемые учебные результаты школьников по всем образовательным сферам, раскроет компетентностный потенциал каждой из них, опишет учебный прогресс учеников. К работе над Стандартом были привлечены на конкурсных началах ведущие специалисты из разных академических сред. Начинаются активные консультации с профессиональными сообществами и общественностью.


В заключение хотел бы отметить, что Концепция, которая легла в основу Политического предложения, отражает те идеи, которые содержатся в проекте Закона «Об образовании», работа над которым с привлечением широких кругов общественности проходила в основном «на площадке» Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования. На той же «площадке» сейчас продолжается подготовка законопроекта к второму чтению. Хотелось бы верить, что это в дальнейшем будет способствовать согласованию законодательной составляющей с внутренней динамикой изменений в образовательной системе. Чтобы качественное образование было не «привилегией для избранных», а «социальным лифтом» для всех.


Ведь залог успешных реформ — развитие культуры сотрудничества разных заинтересованных сторон. 


Роман ШИЯН, координатор Проекта «Новая украинская школа». 


Печатается по требованию министра образования и науки Лилии Гриневич (письмо №1309-1 от 29.12.2016 г.).