Как развиваться сфере образования

Ничто так наглядно не иллюстрирует опасные тенденции жизни нашей страны, как характерные процессы, происходящие в образовании. Сокращение количества учеников и студентов, понижение стандартов и качества образования, перегрузка учителей, закрытие школ, училищ, «оптимизация» высших учебных заведений, многочисленные случаи коррупции и плагиата — все это очевидные свидетельства «вымывания» человеческого потенциала, тесно связанные с трудностями экономики и нерациональной политикой, которые все еще не удается преодолеть. Даже если динамика этих процессов разная в разных регионах, последствия так или иначе касаются всех.

 

На протяжении последних лет предлагались разные проекты реформирования образовательной сферы. В основном они направлены на экономию средств, их будто бы рациональное использование. Благодаря этому удается реализовывать мероприятия по «оптимизации», закрытию или объединению, что непременно приводит к сокращению рабочих мест в образовании, но совсем не обязательно к повышению его качества.

Ловушка, в которую попадает украинская государственная система образования, состоит в том, что понижение качества образования приводит к уменьшению финансирования, а уменьшение финансирования, в свою очередь, ведет к дальнейшему понижению качества. Проблема ограниченных ресурсов, абсолютно закономерно, порождает конкуренцию, но такая конкуренция очень часто напоминает игру с нулевой суммой, результаты которой вряд ли можно назвать конструктивными. Происходит лишь перераспределение средств в пределах системы, и почти нет притока тех дополнительных ресурсов, которые открыли бы возможности для развития.

Одним из первоочередных заданий государственной политики должно стать стимулирование притока средств в образование. Конечно, такой приток не может осуществляться бездумно, на популистских лозунгах, но должен вести за собой внутренние реформы, институционное укрепление и финансовое оздоровление учебных заведений, усиление их автономии и ответственности. Также он не может опираться только на ресурсы государственного бюджета, но должен поощрять поступления извне — от всех тех, кто может и кто заинтересован инвестировать в развитие украинского образования.

«Деньги в обмен на реформы» — этот принцип возможен при условии соответственно построенной государственной политики, которая будет стимулировать обновление и модернизацию снизу, не командно-административными методами, но естественным путем. Успех и результативность такой политики достигаются только через широкое партнерство общественности, учебных заведений, просвещенцев и других профессиональных сообществ, бизнеса и государства на началах равноправия и субъектности.

Проект Стратегического видения развития образования, представленный в этой статье, имеет целью определить ориентиры для государственной политики в сфере образования, цель которой — прежде всего качественное образование и удобные условия его получения, институционное оздоровление учебных заведений, стимулирование мощных проектов развития в этой сфере. Предлагаем ознакомиться с этим проектом.

Стратегическое видение развития образования в Украине (проект)

Основные проблемы,требующие решения:

- снижение доверия к украинскому образованию в обществе;

- отток квалифицированных специалистов;

- устарелость образовательных программ и технологий;

- зарегулированность и архаичная система управления;

- хроническое недофинансирование;

- неравный доступ к образованию представителей разных групп и регионов;

- стагнация и ригидность образовательной системы.

Стратегические цели:

- Развитие образования, что гарантирует сохранение человеческого капитала Украины, обеспечение фундаментальных знаний, интеллектуальных и моральных принципов жизни общества.

- Удобные и современные способы получения образования, гибкие образовательные траектории, соответствующие личным мотивациям, способностям и потребностям человека.

- Модернизация образовательных стандартов, программ и технологий.

- Качественное управление и лидерство в образовании, автономия и подотчетность учебных заведений.

- Диверсификация источников финансирования и всестороннее привлечение инвестиций в образование. Реализация принципа: «Деньги в обмен на реформы и повышение качества».

-Качественная политика в сфере образования, основанная на надежных образовательных измерениях и аналитике.

- Системное саморегулирование и самосовершенствование образовательной системы.

Первоочередные практические шаги:

Общее среднее образование

1. Усовершенствование содержания образования и организации обучения

- Устранение административных барьеров для внедрения инновационных технологий обучения и воспитания учеников, развития инклюзивного образования. Умная система оценивания знаний с первого класса.

- Системная и последовательная модернизация стандартов образования при участии ведущих украинских и зарубежных специалистов, профессиональных ассоциаций педагогов.

- Технологическое переоборудование школ в рамках специальной государственной программы.

- Законодательно-правовое закрепление академической свободы учителя, его права выбирать программы, методы и способы преподавания с необходимым достижением результатов обучения, предусмотренных соответствующими стандартами образования.

- Усовершенствование содержания общего среднего образования в направлении концентрации на разностороннем личностном развитии ученика, его профессиональной ориентации, обеспечение необходимого уровня усвоения им фундаментальных дисциплин.

- Демонополизация, децентрализация и прозрачность в проведении конкурсов школьных учебников, своевременное обеспечение учебниками школ Украины.

2. Поддержка и профессиональное развитие учителей

- Системное и всестороннее повышение престижности работы и статуса учителя.

- Обеспечение дополнительных выплат учителям, в частности из специальных негосударственных фондов развития школы.

- Предоставление возможностей школам в пределах их автономии привлекать лучших учителей, в том числе из-за границы, устанавливая для них соответствующую заработную плату по контракту.

- Создание необходимых условий для развития профессиональных ассоциаций педагогов, активное привлечение их к повышению квалификации и сертификации учителей.

3. Управление в сфере школьного образования

- Реализация принципов автономной школы. Преодоление унаследованной с советских времен командно-административной системы управления, избыточной управляемости, плотной регламентированности и бюрократии в школе.

- Открытость, прозрачность и подотчетность школы перед громадой и обществом.

- Обеспечение государственно-общественного партнерства в управлении государственными и коммунальными школами, в частности путем создания эффективных родительских и надзорных советов.

- Лидерство в школе: назначение директоров школ на конкурсных началах, усовершенствование системы повышения квалификации и сертификации руководителей школ. Стимулирование и поддержка соответствующих программ повышения квалификации, разработанных заведениями высшего образования, профессиональными ассоциациями, зарубежными профессиональными организациями.

- Поощрение и признание независимой общественной аккредитации школ, в том числе осуществляемой зарубежными аккредитационными агентствами.

4. Финансирование

- Обеспечение диверсификации источников финансирования школ на началах объединения поступлений из государственного и местных бюджетов, частных средств.

- Легализация негосударственных источников финансирования школ, в частности через работу специальных фондов поддержки школы.

- Внедрение прозрачных механизмов использования школами государственных и негосударственных финансовых поступлений.

- Поощрение частных капиталовложений в пользу школ, в частности через эффективное управление финансами школы, подотчетность и прозрачность школьного менеджмента.

- Создание налогово-регуляторных стимулов для поддержки школ со стороны местного бизнеса.

5. Реформирование системы ВНО

- Институционное усиление Украинского центра оценивания качества образования путем создания надзорного и академического советов, системное сотрудничество его с заведениями среднего и высшего образования.

- Обеспечение для абитуриентов возможности сдачи тестов внешнего независимого оценивания в удобное для них время, в том числе больше, чем один раз в год.

- Усовершенствование системы формирования тестовых заданий, введение теста общей учебной компетентности для более эффективной оценки способности человека к обучению.

- Внешнее независимое оценивание должно стать эффективным средством измерения знаний и результатов обучения на всех уровнях образования, а не механизмом ограничения доступа к образованию.

 

Профессионально-техническое и высшее образование

 

1. Модернизация содержания и обеспечение качества образования, связь с рынком труда

- Создание необходимых правовых и организационных условий для активного сотрудничества заведений профессионально-технического и высшего образования с работодателями, бизнесом, профессиональными ассоциациями (профессиональными объединениями) с целью модернизации учебных программ.

- Обеспечение возможностей для гибкого согласования стандартов высшего образования с профессиональными стандартами.

-Создание системы независимой аккредитации и оценивания качества высшего образования через работу Национального агентства по обеспечению качества высшего образования и независимых учреждений оценивания качества.

- Организация и поддержка системных образовательных измерений по основным показателям качества образования, участие в международных исследованиях образования и рейтингах.

- Разграничение профессиональной и образовательной квалификаций, создание условий для формирования профессиональных агентств, которые будут присуждать профессиональную квалификацию, проводить сертификацию специалистов соответствующих сфер.

2. Дерегуляция, автономия и институционное усиление учебных заведений

-  Проведение системной дерегуляции с возможностью отмены статуса бюджетного учреждения для высших учебных заведений, а также других учебных заведений, научно-образовательных учреждений государственной формы собственности с целью:

— обеспечения гибких индивидуальных траекторий обучения студентам в вузах (выбор предметов, дуальное обучение, отход от стандартного учебного плана, беспрепятственный перевод с одного на другой уровень образования), что позволит модернизировать учебный процесс и обеспечить качественное обучение даже для небольшого количества студентов;

— отказа от фиксированного соотношения количества студентов и преподавателей, передачи этих функций учебным заведениям согласно принципу автономии;

— предоставления возможности учебным заведениям, научно-образовательным учреждениям самостоятельно определять уровень оплаты труда преподавателей и ученых в зависимости от качества их работы;

— обеспечения мобильности преподавателей и ученых, в том числе возможность учебного заведения свободно привлекать преподавателей из-за границы (что существенно осложнено в условиях тарифной системы оплаты труда и единой тарифной сетки);

— устранения регуляторных барьеров для организации просветительно-научных и просветительно-производственных кластеров, объединений заведений разного уровня, научно-инновационных парков при учебных заведениях.

-  Усовершенствование корпоративного управления учебными заведениями, формирование независимых, политически незаангажированных надзорных советов из состава основных стейкхолдеров образования, предоставление этим советам полномочий назначения (согласования) руководства и контроля за выполнением стратегического и финансового планов учебного заведения.

- Обеспечение мер кризисного менеджмента и внедрения режима «санации» для учебных заведений, в которых наблюдается резкий спад основных показателей эффективности их деятельности.

- Создание разнообразия учебных заведений при сохранении базовых требований и стандартов качества, способствование открытию новых, модернизованных учебных заведений, упрощение процедур регистрации и отчетности для таких заведений.

3. Финансирование образования, стимулирование инвестиций в образование

- Комбинированный подход к финансированию учебных заведений, который предусматривает поступления из государственного, местных бюджетов и частных средств.

- Разработка и развитие системы государственного кредитования в сфере образования.

- Поддержка инвестиционных проектов в сфере образования и науки, привлечение инвестиций в программы исследований и развития, в частности, в сфере фундаментальных и прикладных наук.

- Создание специальных фондов развития с целью предоставления финансовой поддержки проектам капитального и институционного развития заведений высшего и профессионального образования.

- Поощрение частных инвестиций в образование, обеспечение возможностей для частных инвесторов быть соучредителями учебных заведений, входить в надзорные советы этих заведений.

- Благоприятные налогово-регуляторные условия для деятельности негосударственных фондов поддержки образования и науки.

- Честная конкуренция между учебными заведениями разных форм собственности, обеспечение для них возможности самостоятельно устанавливать цены на свои образовательные услуги с учетом себестоимости и качества этих услуг, а также платежеспособности потенциальных потребителей.

- Предоставление права руководителям образовательных, просветительно-научных и научных проектов самостоятельно привлекать средства на свои проекты и свободно распоряжаться ими, независимо от централизованных бухгалтерий.

- Освобождение от налогообложения образовательной деятельности по уровням и направлениям, которые предусмотрены международной стандартной классификацией образования (МСКО). Изъятие «услуг по подготовке соискателей высшего образования всех уровней и степеней за средства государственного и местных бюджетов» из-под действия Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок».

- Организация системы предоставления государственных грантов на реализацию образовательных проектов и проектов развития учебных заведений на началах честного конкурса и недискриминации.

Показатели достижения целей:

- улучшение показателей Украины в соответствующих международных мониторинговых исследованиях образования (TІMMS, PІSA);

- улучшение позиций украинских высших учебных заведений в международных рейтингах;

- повышение уровня трудоустройства выпускников заведений высшего образования по специальности;

- повышение уровня удовлетворения образованием в обществе по мониторинговым социологическим исследованиям;

- снижение уровня коррупции в образовании;

- снижение уровня эмиграции научно-педагогических кадров, создание дополнительных рабочих мест в сфере образования;

- стабилизация сети учебных заведений, их финансовое и институционное оздоровление;

- увеличение государственных и частных капиталовложений в образование с достижением общего уровня финансирования на уровне 7—10% валового внутреннего продукта.

* * *

Подытоживая, следует отметить, что этим проектом охвачены не все сегменты образовательной системы, а только те, которые сильнее всего чувствуют на себе результаты кризиса и в определенном смысле нуждаются во втором дыхании. Перечень первоочередных шагов может быть дополнен, в частности, предложениями, которые авторы с благодарностью примут от экспертной аудитории. Однако предложенный проект фокусируется именно на тех важных мерах, которые необходимо принять в ближайшее время для того, чтобы выйти из тупика неэффективного реформирования образования. В конце концов, учитывая ригидность государственной образовательной системы, предложенная программа действий требует определенной смелости и настойчивости, но ее реализация, на наш взгляд, способна привести к оздоровлению системы образования, ее разгерметизации и положительной динамике развития.

Александр Спиваковский, народный депутат Украины, первый заместитель председателя Комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады,

Елена Панич,эксперт по вопросам образования и образовательной политики Реанимационного пакета реформ.