Администрация ПАО «Харьковский тракторный завод» готовит производство к возобновлению выпуска тракторов после длительного простоя предприятия. Некогда многотысячный трудовой коллектив флагмана отечественного сельхозмашиностроения в последнее время сократился раз в десять, а в прошлом году вообще был выставлен за проходную. Все это время вокруг предприятия, которое по своим масштабам похоже на небольшой город, шли нешуточные столкновения силового и судебного характера. Но все они как-то вдруг загадочно и одномоментно стихли. И новый инвестор, и областная госадминистрация заявили, что ХТЗ начинает работу по возобновлению производства тракторов.

 

— Ситуация с предприятием была непростая, но после личного вмешательства в этот вопрос Президента Украины она решена. Предприятие начинает работу. Восстановление промышленного производства на Харьковщине — наш приоритет, — заявила председатель Харьковской облгосадминистрации Юлия Светличная и выразила уверенность, что новый владелец предприятия обеспечит выполнение обязательств как перед государством, так и перед трудовым коллективом.


Остался, правда, один вопрос: а что Президент годом раньше не мог вмешаться и навести своею властной рукой порядок на важнейшем производстве для аграрной страны?


— Сегодня радостный день в истории ХТЗ: у нас появилась возможность начать все процессы, необходимые для запуска производства, — цитирует пресс-служба президента группы DCH и владельца контрольного пакета акций ХТЗ Александра Ярославского.


Согласно сообщению DCH, на работу выходят сотрудники ХТЗ, непосредственно вовлеченные в подготовку производства к запуску во главе с генеральным директором Андреем Ковалем.


— Со своей стороны, я как инвестор ХТЗ нацелен на то, чтобы, несмотря на все накопившиеся проблемы, обеспечить ритмичный производственный процесс. Мы выводим рабочих в цеха, мобилизуем инженерно-технический персонал, начинаем налаживать полноценную деятельность. Нам придется отвоевывать рынки сбыта, восстанавливать технологический потенциал и хозяйственные связи, модернизировать производство. Это серьезный фронт работ, поэтому, не теряя ни минуты, мы начали заниматься решением этих задач, — подчеркнул А. Ярославский.


К истории вопроса


Как сообщалось в прессе ранее, в марте 2016 года по решению наблюдательного совета ПАО должность гендиректора ХТЗ занял Андрей Коваль, руководивший предприятием в 2006—2007 гг.


В конце апреля президент и владелец группы компаний DCH А. Ярославский по предложению австрийского бизнесмена Зигфрида Вольфа, инвестора ХТЗ, приобрел контрольный пакет акций этого предприятия.


В июне пресс-центр СБУ сообщил, что гендиректор ХТЗ подготовил к демонтажу оборудование литейных цехов с целью вывоза в РФ. Он уведомлен о подозрении в подготовке к совершению диверсии и объявлен в розыск.


В июне ХТЗ был вынужден приостановить работу, поскольку его имущество и банковские счета были арестованы на основании ряда уголовных производств.


Собрание кредиторов ПАО «ХТЗ» 9 июня решило начать процедуру досудебной санации предприятия, одобрив план ее проведения.


В конце декабря 2016 года райсуд Харькова обязал прокурора отдела надзора за соблюдением законов органами СБУ и Госпогранслужбы рассмотреть ходатайство адвоката А. Коваля о закрытии уголовного производства в отношении его подзащитного.


Так что это было?


ХТЗ, основанный в 1930 году, в последние годы выпускал десятки моделей тракторов и спецтехники, предназначенных для дорожных работ, работ в сельском и коммунальном хозяйствах, в строительстве. Основная модельная линейка ХТЗ — малые тракторы мощностью 35 л. с., а также большие колесные и гусеничные тракторы мощностью 150—280 л. с.


— Украинское тракторостроение должно развиваться планомерно и в интересах государства, поэтому необходима национальная программа «Украинский трактор», — говорит инвестор Харьковского тракторного завода Александр Ярославский. — Мы запустили ХТЗ и серьезно изучаем все связанные с этим вопросы: ситуацию на рынках сбыта внутри страны и за рубежом, хозяйственные связи со смежниками. И я глубоко убежден, что возрождать и развивать производство мы должны не только в интересах отдельного предприятия, но, прежде всего, в интересах всей Украины.


Один из основных путей достижения конкурентоспособности украинского АПК — максимальное использование внутренних ресурсов Украины. Если мы можем делать современные надежные и доступные для сельхозпроизводителей тракторы внутри страны, то зачем отдавать валюту за рубеж? Сейчас время рациональных государственнических решений, которые бы одновременно шли на пользу и аграриям, и машиностроителями. Для этого есть отработанные в мировой практике организационные механизмы, есть правовые решения, и их обязательно нужно использовать.


А несколько дней назад Александр Ярославский от имени DCH и Харьковского тракторного завода подписал Меморандум о стратегическом партнерстве с Харьковским национальным университетом им. В. Н. Каразина.


— Я считаю, что, прежде всего, университет должен стать для ХТЗ кузницей кадров. Студенты будут проходить практику, мы будем проводить свои лекции, мероприятия. Я мечтаю о том, что когда-нибудь студенты изобретут для ХТЗ такой трактор, который будет на Луне пахать или на Марсе, — сказал Александр Ярославский во время церемонии. — Под эгидой ХТЗ и DCH будет проходить сотрудничество в области совместных научных разработок, в том числе и Национальной программы «Украинский трактор». Мы понимаем, что современное производство нуждается в науке, в современных технологиях, сотрудничестве и взаимодействии с наукой. Поэтому мы этим актом подписания подтверждаем свою готовность сотрудничать, взаимодействовать и помогать друг другу, пока Харьковский тракторный завод не выпустит несколько миллионов мощных и надежных машин.

Харьков.