В этом году правительство планирует дважды пересмотреть пенсии -в мае и в декабре. Это связано с тем, что государственным бюджетом предусмотрено повышение прожиточного минимума: с 01.05.2017 до 1 312 грн., а с 01.12.2017 до 1 373 грн.

Плюс надбавка, минус инфляция

В Пенсионном фонде «Голосу Украины» уточнили, что выплаты пересчитают неработающим пенсионерам, которым они были назначены согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Также, по информации ПФУ, будут пересчитаны пенсии за особые заслуги перед Украиной, минимальные размеры пенсий отдельным категориям пенсионеров, размеры доплат, надбавок и повышений, ежемесячных государственных адресных пособий, государственной социальной помощи, которые исчисляются в процентах от прожиточного минимума и не зависят от факта работы пенсионера.

«С 01.05.2017 и с 01.12.2017 также будет пересмотрен размер надбавки, что предусмотрено Законом Украины «О донорстве крови и ее компонентов», исходя из размера прожиточного минимума на одного человека в расчете на месяц, который определен статьей 7 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» в размере 1624,00 грн. и 1700,00 грн. соответственно», — добавили специалисты ПФУ в ответе на запрос «Голоса Украины».

Впрочем, к сожалению, в Фонде нам не смогли сказать, насколько же в среднем вырастут выплаты пенсионерам. Независимые эксперты называют сумму приблизительно в 300 гривен. И то в основном тем, кто сегодня получает меньше 1500 гривен. Спасут ли такие повышения украинских пенсионеров — вопрос риторический.

По данным ПФУ по состоянию на 1 января 2017 года средняя пенсия составляет 1828 гривен.

Даже учитывая все субсидии и льготы, выжить на эти деньги практически невозможно, и вряд ли наших пожилых сограждан спасет повышение. Ведь Нацбанк прогнозирует в 2017 году инфляцию на уровне 9,1 процента, которая фактически «съест» надбавку. Причем прогнозируется, что на уровень 9 процентов страна выйдет лишь в четвертом квартале. В первых трех инфляция будет измеряться двузначными числами, что для рядовых граждан, прежде всего, будет означать рост цен. Вместе с тем, по словам заместителя директора Центра экономической стратегии Марии Репко, в Украине уже сейчас у 6,3 процента одиноких пенсионеров нет средств на продукты питания.

«Это данные Укрстата, которые он получил по результату обследования условий домохозяйств. Что означает эта цифра? То, что более чем пятьдесят тысяч человек в Украине не имеют возможности каждый день употреблять горячую пищу», — рассказала Репко.

Параллельно и государству все сложнее находить средства на выплаты даже таких, мизерных, пенсий. «Приблизительно 12 миллионов пенсионеров обеспечивает 10 миллионов работающих, и эта нагрузка будет расти», — прогнозирует Репко.

По словам эксперта Реанимационного пакета реформ Виталия Мельничука, уже сегодня бюджет ПФУ — это 284 миллиарда гривен, из которых 141 млрд. — покрывается за счет государственного бюджета. Со временем, ввиду демографической ситуации, уровень этих дотаций неуклонно станет возрастать, поэтому понятно одно — в Украине крайне необходимо проводить пенсионную реформу.

Но, несмотря на однозначное понимание, власть постоянно откладывает модернизацию этой сферы. Ведь любой политик, который возьмет на себя ответственность за пенсионную реформу, автоматически потеряет рейтинг и попадет под шквал критики. На днях в Киеве эксперты в который раз напоминали власти, насколько насущным является этот вопрос, невзирая на его сложность и непопулярность. Впрочем, даже в экспертной среде нет консенсуса, как реформировать пенсионную систему Украины.

Почему выгоден status-quo?

Одни из них утверждают: если в настоящее время мы не можем провести фундаментальную реформу, то нужно вводить хотя бы параметрическую. Это означает поднять пенсии и улучшить баланс бюджета ПФУ за счет увеличения возраста выхода на пенсию, требований к трудовому стажу, отмены чрезмерных надбавок определенным категориям пенсионеров и т. п. Кстати, таких изменений от Украины требует и Международный валютный фонд в качестве условия продолжения финансирования. Однако за всеми этими «параметрами» стоят тысячи пожилых людей, которых эти изменения обрекут на недополучение крайне необходимых для достойной жизни средств.

Другая группа экспертов, среди которых, в частности, народный депутат Наталья Веселова, говорят, что солидарная система уже себя исчерпала. Напомним, она предусматривает, что нынешнее трудоспособное поколение обеспечивает выплаты пенсионерам. Таким образом, каждое следующее поколение «содержит» предыдущее. Накопительная же система предусматривает возможность (а в некоторых странах и обязанность) каждому гражданину в течение жизни отдавать часть из своих доходов государственным или негосударственным пенсионным фондам. После выхода на пенсию эти фонды обязаны ежемесячно выплачивать своему клиенту определенную сумму, которая будет зависеть от размера его взносов.

Казалось, введение такой системы — вещь крайне неотложная. Более того, по словам Натальи Веселовой, в Украине уже действуют 66 негосударственных пенсионных фондов. Но эксперты и тут видят проблемы. Чтобы сохранить доверенные гражданами средства, например, от инфляции, фондам нужно их куда-то вкладывать. Другими словами, нужно сделать так, чтобы эти деньги «работали». Тогда как в Украине возможность нерискованных вложений очень ограничена. В частности, как напоминает Мария Репко, за 25 лет независимости по-настоящему так и не заработал фондовый рынок. Нельзя списывать и кризис доверия украинцев к финансовым учреждениям, которые обещают им выплачивать какие-то суммы через десятилетие.

Не исключено, что из-за всех перечисленных проблем три зарегистрированных законопроекта о пенсионной реформе не попадают на рассмотрение в сессионный зал Верховной Рады. Но вопрос реформирования пенсионной системы каждый день набирает все большей актуальности, что заставит законодателей уже в ближайшем будущем все же взяться за это непопулярное, но очень необходимое дело.

Татьяна ПАСОВА.