«Мы постепенно движемся к введению медицинского страхования, к изменению экономической модели оказания медицинской помощи. Реформа образования в этом направлении является абсолютно базовой», — отметила председатель Комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец (на снимке справа). Она напомнила, что в марте должны состояться парламентские слушания «Медицинское образование в Украине: взгляд в будущее». Первым шагом к их проведению стал круглый стол, состоявшийся в Комитете Верховной Рады по вопросам здравоохранения: «О состоянии и перспективах медицинского образования в Украине». К участию в нем были приглашены, в частности, представители Министерств здравоохранения, образования и науки, медицинских учебных заведений, департаментов здравоохранения областных государственных администраций, Национальной академии медицинских наук, Школы здравоохранения Национального университета «Киево-Могилянская академия».

 

 

ДОСЛОВНО

Заместитель председателя Комитета по вопросам здравоохранения Ирина СЫСОЕНКО (на снимке слева):


«Если мы говорим о реформе, то должны понимать: только эффективные кадры могут ее осуществить. Поэтому образование, повышение квалификации, высокая компетентность — это те основные факторы, от которых зависит, какой будет реформа системы здравоохранения».

 

По мнению народного депутата Алексея Кириченко, необходимо остановить деградацию медицинского образования. Ведь из-за новелл, связанных с финансированием медицинских училищ, часть заведений или уже закрылась, или находится на грани закрытия. А многие вузовские кафедры превратились в попрошаек в коммунальных больницах. «Один из путей выхода из ситуации — создание университетских клиник, которые бы, во-первых, были независимы, а во-вторых, формировали пул людей, которые бы учились инновациям еще со студенческой скамьи», — сказал он.


Довольно любопытным оказалось выступление заместителя министра здравоохранения Александра Линчевского. Вместо ожидаемого доклада о видении министерством путей реформирования отрасли, он задал участникам мероприятия ряд вопросов. В частности, коснулся отбора в медицинские вузы. «На вступительных экзаменах на экономические факультеты существует условный ценз — 180 баллов. Почему экономисты вводят этот барьер, а медики поступают в вузы со 140 баллами?» — спросил чиновник.


Качество обучения также, по мнению заместителя министра, оставляет много вопросов. Каждый вуз, отметил он, жизненно зависит от контрактников и студентов-иностранцев. Однако количество таких студентов, по мнению чиновника, негативно влияет на качество обучения. Затем он говорил о преподавателях: «Я уважаю, люблю своих учителей, но... На сегодняшний день не может быть преподавателя медицины без знания английского языка. Английский — это язык медицинского общения.

Если преподаватель им не владеет, то что он пересказывает на лекциях?».


В то же время представитель Минздрава высказался за создание университетских клиник: «Студент должен видеть, что медицина — это и ремесло, и искусство, и наука. Поэтому следует говорить о создании университетских клиник, где будут проводиться научные исследования, учебный процесс и лечение».


Кроме того, чиновник сообщил, что Минздрав выступает за введение адекватного лицензионного экзамена — американского. «Мы будем стремиться, чтобы экзамен, который сдает выпускник украинского вуза, ничем не отличался от экзамена в Йельском университете», — сказал он.


После выступления чиновника у Ольги Богомолец и остальных сложилось впечатление, что министерство и комитет смотрят в разные стороны. «Результаты парламентских слушаний должны заложить фундамент того, что будет через десять лет. То есть результаты реформы мы получим не завтра, а лет через десять. Если Украина двигается в сторону евроинтеграции и имеет шанс когда-то стать частью европейского сообщества, это означает, что украинское высшее образование должно отвечать европейским стандартам. Рассчитывать, что наш диплом когда-то будут признавать в Америке, на мой взгляд, не стоит. США в принципе не признают дипломы других стран. К тому же мы туда не интегрируемся. Европейское и американское образование не тождественны. Сейчас поставить всю систему на «растяжку», ввести американские тесты, а потом не отвечать европейским стандартам — это не совсем правильно», — подчеркнула она.

 

Фото Сергея КОВАЛЬЧУКА.