На днях министр инфраструктуры Владимир Омелян (на снимке второй справа) подписал приказ о прекращении деятельности УГППС «Укрпочта», создании публичного акционерного общества «Укрпочта» и утвердил устав компании.

 

Во время брифинга.

 

Говорить о достижениях нового руководства «Укрпочты» преждевременно. Игорь Смелянский, который возглавляет предприятие более полугода, в очередной раз нарисовал представителям средств массовой информации, собравшимся на брифинг, Стратегический, с позволения сказать, план развития компании. У нас же сложилось впечатление, что за громкими словами, цветными слайдами, которые демонстрировали на большом экране в зале Мининфраструктуры, и розовыми прожектами — никаких существенных изменений кроме как в хозяйственно-правовом статусе и повышение тарифов на услуги почты, по крайней мере в ближайшее время, не стоит ожидать.

Итак, по словам господина Смелянского, «Укрпочта» сегодня — это свыше 700 миллионов единиц международных отправлений каждый год. Без малого половину дохода предприятия составляют финансовые услуги. «Укрпочта» — третий работодатель Украины. 11700 почтовых отделений, более 1 млн. квадратных метров помещений, и все это — «Укрпочта». Последние шесть лет компания не развивалась, а сокращалась... Доля предприятия на рынке посылок составляла свыше 60%, а сегодня сократилась до почти 20%. Как говорит гендиректор, это недопустимо для национального почтового оператора. И мы с ним согласимся! Компания теряла эти деньги. Добавим: продолжает терять из-за того, что на рынок вышли более проворные частные структуры, которые не рассказывают, как надо делать, и не жалуются, что им что-то или кто-то мешает, а спокойно и сосредоточено, без лишней суеты, делают свое дело...

 Цифры, слайды, громкие слова. Но руководитель «Укрпочты», рисуя перспективы предприятия, упорно обходит тему периодики. И на вопрос — как в дальнейшем он видит своевременную доставку подписчикам газет и журналов, в очередной раз находит отговорку, дескать, на завтра запланирована встреча с представителями печатных средств массовой информации, где и будет решаться вопрос тарифов на доставку, и этим дает понять, что мы (газеты, журналы, периодика) некстати. И когда та встреча, сказать не может. Представляете? Внезапно забыл. И его пресс-секретарь не помнит. Но обещают выяснить, позвонить и сообщить. Наверное, лишне говорить, что обещание в следующую секунду... забывают, а назавтра не отвечают на звонки.

Странное дело! О льготах и возмещении из государственного бюджета для «Укрпочты» за предоставление услуг издателям периодики, например: уменьшении оплаты за телефонную связь, минимизированной арендной плате за помещения, господин Смелянский не слышал, не знает и говорит, что «Укрпочта» вообще не получает ни одной государственной гривни. Но и в этом лукавит. Все он знает. Не может не знать!

Но хватит уже о каких-то там газетах и журналах, которые не составляют и десятой части объема услуг компании, когда перед предприятием открываются такие радужные перспективы и необъятные горизонты! Господин гендиректор продолжает рисовать в воображении присутствующих картины создания, представьте себе, Сети Повышенного Качества Обслуживания, Курьерской Доставки Отправлений Электромобилями, Закупки Современных Компьютеров, Дополнительного Набора на Работу Свыше 180 Айтишников, Отмены Обеденного Перерыва (так в Европе!), Отказа От Счетов и Шариковых Ручек, Вынесения Центра Сортировки Почты за Пределы Города и Продажи Лишних Площадей, которые стали мозолить нынешнему руководству ГП глаза. Не «Укрпочта», а настоящие Нью-Васюки.

— А деньги откуда? — спрашивает кто-то несмело, на что господин Смелянский, оторвав глаза от конспекта, отвечает: — Только что с моим заместителем встречались с представителями ЕБРР...

И все это на фоне слов того же господина Смелянского, который только что жаловался, что 30 процентов автомобилей за полгода не проехали ни одного километра, поскольку нет колес, в 80 процентах отделений — ни одного компьютера, а более половины имеющихся старше пяти лет.

— Зато, — радуется генеральный, — нам не страшны никакие хакеры, ведь у «Укрпочты» нет единой операционной системы для обслуживания клиентов, а письма в Украине — оказывается — сортируют не машины, а свыше 200 женщин...

Дальше господин Смелянский снова заговорил о новой Стратегии, о мосте, который якобы должен соединить клиентов «Укрпочты» с цивилизацией. Стратегия — это выгода для клиентов в виде комфортных отделений, современного сервиса и своевременной доставки, а для работников — увеличение заработных плат, сохранение рабочих мест и возможность быть гордыми за компанию, в которой работают...

...Брифинг по случаю создания публичного акционерного общества «Укрпочта» и утверждения устава компании подошел к концу. На пользу ли предприятию реорганизация — покажет время. Но некоторые факты, озвученные гендиректором, думаем, заслуживают обнародования.

Финансовые услуги сегодня составляют 46 процентов общих доходов «Укрпочты», которая является лидером в Украине по доставке пенсий, счетов и принятия платежей. Вместе с тем предприятие каждый год теряет значительную часть клиентов-пенсионеров из-за того, что не имеет возможности предоставлять эти услуги качественно и, в отличие от банков, работает лишь с денежной наличностью.

— Если потеряем пенсии, сеть прекратит существование, — говорит господин Смелянский. — Поэтому или меняем модель работы компании: предоставляем современные услуги и работаем, или «Укрпочта» сокращается.

Но о том, какой должна быть модель работы «Укрпочты», к сожалению, так и не услышали. Наибольшее же достижение генерального директора компании, с этим даже поздравил его министр инфраструктуры, — то, что господин Смелянский уже достаточно бойко говорит на украинском. Но, простите, за зарплату намного скромнее кто угодно готов выучить китайский. Но об этом, наверное, в следующий раз.

Виктор БОНДАРЬ.

Фото автора.

 

МЕЖДУ ТЕМ

«Укрпочта» инициирует повышение тарифов на доставку печатных изданий с 53,8% для региональных до 65,5% для общегосударственных. Игорь Смелянский заявляет, что якобы «Укрпочта» за 5 лет субсидировала периодику на сумму свыше 500 млн. гривен, а последняя подписная кампания нанесла «Укрпочте» чистый ущерб на сумму 100 млн. гривен (странные, похоже, с потолка, расчеты: по 100 млн. ежегодно, несмотря на инфляцию, политические и экономические события, происходившие на протяжении пяти лет в Украине). Насколько это соответствует действительности и оправдано ли посреди года увеличивать стоимость и так недешевой доставки периодики, наверняка знают лишь в «Укрпочте». Издателей печатных СМИ уже традиционно никто не спросил. Так что, скорее всего, тариф на доставку поднимут, а газетчики в очередной раз потеряют часть подписчиков, которые на общем фоне повышения стоимости продуктов, «коммуналки», транспорта и т. п. будут вынуждены отказаться от любимых газет. Как говорится, не до жиру... Но такой подход руководства «Укрпочты» к «успешности и прибыльности» еще раз подчеркивает необходимость создания рабочей группы по анализу деятельности государственного предприятия в части формирования цен на услуги «Укрпочты».