В последние несколько лет медицинскую отрасль лихорадит не только от недостатка средств, но и от усилий реформаторов. Не успела завершиться предыдущая реформа (2015 год), а Минздрав предлагает очередную — создание госпитальных округов. На сайтах областных государственных администраций появились соответствующие сообщения. 

 

 

Так, на сайте Киевской ОГА 5 января с. г. появилась информация о том, что «Министерство здравоохранения в рамках медицинской реформы планирует создать в Киевской области четыре госпитальных округа в городах Белая Церковь, Боярка, Вышгород и Бровары». Начаты процесс определения границ госпитальных округов и «подготовка необходимой нормативной базы для их создания». В сообщении также указано, что «каждый округ будет иметь минимум две больницы многопрофильного интенсивного лечения и одну больницу второго уровня». Дальше дается информация общего характера. 


В связи с этим возникает ряд вопросов. Во-первых. Непонятно, как можно начинать реформу, не имея нормативной базы? Во-вторых. Почему Минздрав решило проводить реформу без обсуждения в медицинской среде и с общественностью? В-третьих. В пределах каждого округа проживает приблизительно 450 тыс. человек, насчитывается не менее шести районных больниц, десятки сельских стационарных больниц и сотни амбулаторий. Что будет с ними и работающим там медперсоналом? В-четвертых. Каким образом пациенты будут добираться до единой в округе больницы второго уровня? В-пятых. За какие средства собираются проводить реформу?


Таких вопросов, на которые нет ответа, можно задавать множество. Но уже сейчас можно утверждать, что последствия наспех проведенной реформы могут быть непредвиденными. К сожалению, мы уже имеем негативный опыт проведения предыдущей реформы, хотя и планировалось ее поэтапное внедрение. Сначала необходимо было ввести ее в четырех пилотных регионах и по результатам принять решение о целесообразности ее распространения. Выдержки, как всегда, не хватило, реформа проведена во всех регионах.


Рассмотрим результаты реформы на примере г. Бровары и Броварского района Киевской области. Созданные городской и районный Центры первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП), в структуре которых административно-управленческий аппарат насчитывает почти 30 штатных единиц. На их содержание в каждом Центре теперь ежегодно тратится чуть ли не 15 млн. гривен. То есть средства уже два года расходуются на ту работу, которую ранее выполнял аппарат Броварской центральной районной больницы (БЦРБ). Не чем иным, как расточительством, это назвать нельзя. К позитивам можно было бы отнести создание шести амбулаторий в разных районах города. Но люди идут туда неохотно, ведь все равно придется ехать в БЦРБ к узкому специалисту, обследоваться и возвращаться снова в амбулаторию. В итоге уровень качества оказания медицинских услуг вследствие реформирования не повысился, а в некоторых случаях возникли дополнительные неудобства.


На международном симпозиуме, прошедшем в сентябре 2014 года в Оттаве (Канада), было признано, что институт семейного врача исчерпал свои возможности, и клиники первичной медпомощи должны иметь, кроме семейных, и узкопрофильных специалистов.


Скорая медицинская помощь, которая на начало проведения реформы работала удовлетворительно, была ликвидирована, и вместо нее были созданы «экстренная» и «неотложка». Время показало, что законодательство об этих службах крайне несовершенно и приводит к путанице в их работе. Неединичны случаи, когда «экстренная» или не едет на вызов, или, приехав на место, отказывается оказывать помощь, мотивируя тем, что, (согласно нормам действующего законодательства), пациент «не их», и предлагает вызвать «неотложку». «Экстренная» не составляет документ о смерти пациента и тоже вызывает для этого «неотложку». Время на прибытие машин на вызов далекое от норматива и составляет в городе не меньше часа, а по району — от двух до четырех часов.


В Европе «экстренная» функционирует только в Великобритании, ФРГ, Франции и России и находится в подчинении МЧС, базируется в пожарных депо и вызывается по номеру службы спасения «112» в чрезвычайных ситуациях. Машины «AMBULENCE» — кареты скорой помощи — вызываются по номеру «103».


Приводим неутешительные данные предыдущей медицинской реформы для того, чтобы обратить внимание реформаторов из Минздрава на риски, которые могут быть при дальнейшем реформировании медицинской отрасли. По нашему мнению, сегодня целесообразно было бы обратить внимание на усовершенствование действующего медицинского законодательства, выявление и устранение недостатков в работе медицинских учреждений, обеспечение медицинских учреждений и населения необходимыми лекарствами, их удешевление и т. п. Что касается госпитальных округов, то следовало бы разработать нормативную базу и создать пилотную модель в одной из областей. Через два-три года подвести итоги работы созданного госпитального округа и, если опыт будет положительным, распространить его на всю Украину.


И в заключение риторический вопрос. В какой стране каждые два-три года проводят реформы в медицинской отрасли?


Алексей ОНОПРИЕНКО, кандидат медицинских наук, заслуженный врач Украины, заведующий ангионеврологическим отделением Броварской центральной районной больницы; 


Ростислав ИЛЬЕНКО, кандидат технических наук, председатель горрайонной общественной комиссии по здравоохранению.


Рис. Николая КАПУСТЫ.