Из-за непродуманной системы перевозок электропоезд Луцк — Ковель курсирует почти пустым. С таким менеджментом железная дорога обанкротится.

 

Железнодорожный вокзал Ковеля в утреннее время.

 

Кросс по ночному городу


В воскресенье по делам пришлось поехать в Ковель. Между транспортом выбрал железную дорогу. С удивлением узнал, что пригородный электропоезд, соединяющий два самых больших города области без пересадок на узловой станции Киверцы, только один. Электричка отправляется из Луцка в 4.28 утра. Неудобно, поскольку в это время еще не работает общественный транспорт, а добираться на такси — накладно, за поездку придется выложить столько же, как за билет на автобус до самого Ковеля. Поэтому к вокзалу несколько километров иду по ночному городу. Поезд, как и ожидал, отправляется из Луцка почти пустым, в каждом вагоне лишь по несколько пассажиров. Мало их добавилось и по дороге. Представляю, сколько же было сожжено вхолостую электроэнергии, ведь, кроме мощных двигателей, работает еще и обогрев. К чести железнодорожников, в поезде было тепло и чисто.


Пытаюсь найти логику в таком неудобном для пассажиров расписании. Возможно, его составители позаботились, чтобы было удобно тем, кто отправляется решать свои производственные дела? Но нет, поезд прибывает в Ковель в 6.46 утра, учреждения же открываются преимущественно в 9.00. Рассчитывают на транзитных пассажиров? Тоже нет — большинство поездов отправляется из Ковеля уже после 8.00 утра. Отпадает и вариант с доездом из Ковеля в другие населенные пункты на работу. Поскольку в обратном направлении поезд отправляется из Ковеля только в 8.37, а прибывает в Луцк в 10.15. Вряд ли кто-то из Ковеля добирается на работу в какое-то из пригородных сел, там и своих жителей негде трудоустроить. Итак, логику разработчиков расписания движения этого поезда понять трудно. А есть ли она вообще?


Частники выигрывают конкуренцию


Конечно, в тот же день возвращаюсь домой в Луцк в переполненном рейсовом автобусе. Семьдесят с гаком километров и мне, и еще многим пассажирам пришлось стоять в набитом битком салоне. Кстати, маршрут железной дороги больше половины пути проходит почти рядом с шоссе. Так как же понять, что для автобусов пассажиров достаточно, а для электрички их катастрофически не хватает. Тем более, после станции Переспа поезд поворачивает в города Рожище и Киверцы, где потенциальных пассажиров значительно больше, чем в селах Кременец, Копачовка, Княгининок, от которых отвернулась железная дорога.


На автовокзале навожу справку и выясняю, что в течение суток между Луцком и Ковелем курсирует 89 автобусных маршрутов (в том числе и транзитных). В часы пик каждых десять минут автобус из областного центра отправляется в направлении второго по количеству населения города Волыни. Железнодорожная станция и автовокзал в Луцке расположены рядом, их соединяет пешеходный мост над колеями. В пределах двухминутного перехода они и в Ковеле. Но есть одно существенное различие: автобусные маршруты обслуживают частники, железная дорога пока у нас государственная. Поэтому и отношение к ее проблемам и задачам соответствующее. Железнодорожный чиновник думает приблизительно так: возят поезда воздух, пусть и возят, не из моего же кармана платят за электричество, эксплуатацию подвижного состава, колей.


Разумеется, наш чиновник может «решить» вопрос, закрыв и последний прямой маршрут электрички на Ковель. Но не лучше ли пересмотреть график ее движения, сделав его удобным для пассажиров?! Отправив, например, из Луцка поезд не в 4.28, а, по крайней мере, в 6.30 или в 7.00 утра, предварительно прорекламировав надлежащим образом маршрут, сообщив о нем людям? В общем, по наблюдениям, железная дорога не любит рекламировать свою работу, предавать ее гласности.

Открыли, например, новый скоростной маршрут Ковель — Львов. Если бы не любознательные журналисты, то никто и не знал бы об этом. Закрыли его, опять тихо. Теперь якобы снова что-то затевают. Странную, если не больше, засекреченность своей работы демонстрируют железнодорожники.


Вокзал без буфета


Изменения, к сожалению, приходят на железную дорогу слишком медленно. Главный враг, по моему мнению, — равнодушие. Вот вам еще одна иллюстрация этого. Открыли в Луцке реконструированный вокзал. Специалисты говорят — один из самых красивых в стране. Заходишь внутрь и становится неуютно от пустоты. Когда-то здесь работал буфет, где можно было купить горячую сосиску, свежую котлету, попить чая. Рядом было относительно недорогое кафе с вкусными борщами, шницелями, жарким... Теперь, чтобы купить булочку, пассажирам приходиться бежать в одно из кафе на Привокзальной площади. А ночью или утром и этого нет. Поинтересовался у автора проекта реконструкции вокзала, известного в регионе архитектора Андроша Бидзили, почему так? Оказывается, проект предусматривал обустройство заведения общественного питания на вокзале. А вместо него сделали еще один зал для пассажиров. Хоть и в старом было не тесно.


Говоря о проблемах железной дороги, нельзя не коснуться вопроса цены перевозок. Кажется, выход из ситуации в «Укрзалізниці» видят лишь в повышении тарифов. Но выгоднее перевозить одного пассажира, продав ему билет за сто гривен, или двадцать, взяв с каждого по полсотни? Готовя материал, обратил внимание на расписание движения автобусов в Польшу. Их число каждый раз возрастает. А все потому, что стоимость билета на автобус значительно дешевле, чем за проезд в поезде в ту же Варшаву. Представьте, насколько бы могли сократиться очереди на пунктах пропуска, если бы значительную часть грузовых и пассажирских перевозок взяла на себя железная дорога. Волынь имеет в этом смысле, пожалуй, самые лучшие возможности. Прямая широкая колея соединяет Ковель с польскими городами Катовице и Хелм, узкая европейская колея проложена до Ковеля. Жители Волыни помнят поезд Ковель — Зеленая Гура, который в 1990-х годах отправлялся с Волыни, и билет на который было сложно приобрести.


Возможно, теперешний руководитель «Укрзалізниці» Войцех Балчун использует этот шанс? А пока снова сажусь в тесный и не совсем уютный автобус, чтобы по ухабистой и скользкой дороге доехать из Луцка в Ковель. А на железнодорожном вокзале областного центра, как и прежде, пусто и тихо. Кто виноват в этом?!

Волынская область.

СПРАВКА

По официальным данным, средний возраст электропоездов достиг 33,5 года. В «Укрзалізниці» отмечают, что, несмотря на то, что ежегодно уменьшается количество вагонов в составах и сокращается периодичность курсирования поездов, отмену маршрутов в 2017 году не планируют.


Фото автора.