Наша страна занимает первое место в европейском регионе по уровню неинфекционных детских заболеваний

Беседуя с тем или иным авторитетным медицинским специалистом по поводу все возрастающего в нашей стране количества хронических больных, то и дело слышал: «А что удивляться, удручающая статистика начинается с детей, многие из которых с патологией рождаются или приобретают ее с младшего возраста, а взрослея, развивают недуг до «хроники». Так что стопроцентно здоровые школьники у нас — большая редкость». Почему? Неужели и впрямь ситуация такая горестная? Как же это допускается? А что же медицина? И вообще, что делать? Эти и многие другие вопросы, за которыми вырисовывалась проблема не просто детского здоровья, но и будущего нации и, по большому счету, национальной безопасности, привели в Институт общественного здоровья имени академика А.Н. Марзеева Национальной академии медицинских наук Украины. Наш собеседник — заведующая лабораторией социальных детерминант здоровья детей, доктор медицинских наук Светлана ГОЗАК (на снимке).

Фото предоставлено институтом.

— Светлана Викторовна, говорят, что когда приходит время призыва юношей на военную службу, комиссариаты сталкиваются с проблемами их физической готовности. Ситуация действительно настолько серьезная?

— Удивительного в этом ничего нет. Что касается динамики роста заболеваемости детей, то она, в том числе по данным наших исследований, действительно настораживает. Скажем, в первом—четвертом классах имели место 124 заболевания на 100 детей, в пятом—девятом — 191, в десятом — 239. То есть больше двух заболеваний на ученика. И хотя в конкретном случае мы изучали ситуацию только по нескольким школам и переносить полученную статистику на всю Украину я бы не стала, задуматься она все же заставляет.

— Чем, на ваш взгляд, такое состояние здоровья вызвано?

— Это результат целого комплекса факторов: того, каким ребенок родился — здоровым или нет, какая у него наследственность, какие были условия жизни, в каком районе он живет — около центральной автомагистрали или возле озера, рядом с лесом, он сидел в школе за партой, соответствовавшей его росту, или нет, практиковались ли в классе физкультминутки, занимался он спортом или нет, сидит ли он за компьютером часами или нет... То есть ежеминутно на людей и на детей, разумеется, воздействует какой-то фактор — положительно или отрицательно. И если брать состояние среднестатистического юноши, то сформировано оно под их воздействием на протяжении 18 лет. Часто трудно сказать, какие именно факторы больше всего повлияли.

— А какие-то обобщающие данные есть?

— По данным ВОЗ, если структурировать факторы, влияющие на здоровье, то на медицинское обеспечение приходится 10 процентов, на генетику — 20, столько же — на экологию, а на образ жизни и ее условия — 50 процентов.

— 50 процентов — это уже довольно много. Получается, наше состояние наполовину зависит от того, как мы живем и как к себе относимся?

— Да. Причем это не только разумный образ жизни, двигательная активность, ежедневный режим, умеренные нагрузки, адекватный отдых, но и благополучие семьи, ее доходы, возможность приобретать качественные и разнообразные продукты, отдать ребенка в школу с сохраняющими здоровье методиками, в спортивную секцию.

— Насколько я понимаю, не последнюю роль играют и факторы риска?

— Разумеется. Они влияют на зарождение и развитие хронических заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, дыхательных, ожирения, диабета. Опять же тех, что связаны с образом жизни.

— А на какие факторы родители в процессе воспитания своих детей могут более или менее эффективно влиять, чтобы снизить их пагубное действие на здоровье?

— Они прежде всего должны осознать и взять на себя ответственность за здоровье своего ребенка. Это значит обеспечить ему нормальные условия дома — выделить если не отдельную комнату, то хотя бы уголок, обставить его соответствующей удобной мебелью, выделить место для физических упражнений, поддерживать позитивную эмоциональную обстановку. Ведь на детей, повторюсь, влияет очень много факторов: и физических, и психических, и социальных, и каждый вносит свою лепту в формирование их здоровья. Ребенок должен иметь возможность заниматься тем, что ему нравится.

— А нравится ему больше всего сидеть у компьютера...

— Конечно, нравится. Как же, это ведь тоже источник его психоэмоционального и интеллектуального развития.

— Но, к сожалению, не физического.

— Вот почему это не должно быть сутками. Например, для детей среднего возраста, у которых идет гормональная перестройка, занятие компьютерными играми не должно превышать полчаса в сутки. Ведь игры эти динамичные, очень быстрые, с навязанным ритмом, часто агрессивного содержания, и ребенок находится в напряжении. Если продолжительность больше, возникают психологические проблемы, головные боли, вегето-сосудистые отклонения, страдает зрение. В итоге получаем статистику, которую я называла по результатам исследований. Вообще, если продолжительность общего экранного времени (включая компьютер и телевизор) превышает два часа в сутки, то у таких детей на 70 процентов увеличивается риск возникновения сильного утомления.

— Хорошо. Некоторые школьные составляющие воздействия на здоровье учеников вы назвали. Но есть и факторы, влияющие на него очень сильно, притом отрицательно.

— Разумеется. В частности, учебная нагрузка. Изучая влияние организации учебного процесса на здоровье детей, мы получили результаты, которых даже сами не ожидали. Ну, во-первых, у детей очень высокая утомляемость. Если в 2005 году подобные наши исследования показали 22 процента детей среднего школьного возраста с сильным утомлением, то сейчас это больше половины школьников. Чем это вызвано, что влияет на утомление? Прежде всего недосып — дети мало спят. Большая их часть недосыпает час, два.

По данным исследований, достаточная длительность сна среди детей младшей возрастной группы только у 11 процентов учеников, среди школьников 5—11 классов — у 23 процентов. Как результат, почти вдвое повышается риск утомляемости.

Второе, у них рано начинается учебный день — с 8.30. А еще же дорога до школы. Конечно, так было и раньше. Но надо учитывать, что к привычному, казалось бы, режиму прибавились процесс урбанизации, изменение образа жизни, научно-технический прогресс, компьютеризация. Дети и молодежь переходят в совы. И если они позже ложатся, то и вставать и начинать учебу они должны позже. Социальные биоритмы не совпадают с биологическими, возникает десинхроноз, и поэтому наступает быстрая усталость. Это что-то вроде перелетов из одних часовых поясов в другие, вследствие чего биоритмы разбалансируются. И у детей на первых уроках низкая трудоспособность, они как бы досыпают. Потом наступает небольшой пик активности и снова резкий ее спад. А где слабо, там и рвется: возникают, к примеру, вегето-сосудистые проблемы, расстройства психики и поведения.

— Но недосып — это ведь не учебная нагрузка. Вернее, он лишь частично с ней связан. Или я ошибаюсь?

— От самой нынешней учебной нагрузки дети устают еще больше. Современная учеба длительная по времени, напряженная и сложная. Мы видим, что оптимальное количество часов в день для младших школьников — 4 урока, для среднего школьного возраста — 5, для старших — 6 уроков. Реальная же школьная нагрузка выше. В младших классах — 5, в средних и старших — 7, а то и 8 уроков. Это много. Кроме того, часть предметов дети воспринимают как сложные, в старших классах таких до 80 процентов. А по нашим данным, чем сложнее дисциплины, тем выше риск утомляемости. За всем этим — содержание учебной программы и методики преподавания. Дается такой объем, что голова у детей, как говорится, пухнет — усвоить его они не успевают. То же самое с домашними заданиями. Время на их выполнение не должно превышать полутора часов. Если больше — увеличивается риск утомляемости. В средних классах домашнее задание не должно отнимать более одного часа. Остальное время дети должны и в компьютере поиграть, и телевизор посмотреть, может, что-то почитать, собаку выгулять, сходить на какую-то секцию или с друзьями на улице погулять. Огромную роль играют также количество дисциплин, чередование сложных предметов и динамичных уроков. Сейчас по расписанию в неделю в старших классах изучается до 20 учебных предметов. Как их можно освоить за пять дней? Это опять же большая нагрузка, включая и домашние задания. И как снежный ком она еженедельно увеличивается. Считаем, что должно быть не больше 8 предметов в младших и 13 предметов в средних и старших классах. Превышение этого количества вызывает риск увеличения утомления в два-три раза, а следовательно, сбои в организме, функциональные нарушения и патологические изменения. Поэтому и имеет место рост заболеваемости. А еще ведь есть особенности проведения перемен, физкультминуток, соответствие школьной мебели, фактор тяжелых школьных рюкзаков и прочее.

— Не парадокс ли: в прежние времена ведь как раз и были нормы, которые вы называете. Как же так: при техническом буме, жесточайшей урбанизации учебными программами сознательно повышаются нагрузки в школах, выпускники которых затем, по сути, формируют больное общество...

— Да, существовали и существуют соответствующие санитарные нормы и правила, регламентирующие жизнедеятельность школ. Включая количество учебных часов в неделю, время выполнения домашних заданий, требования к расписанию уроков, проведению перемен. Но тем не менее нагрузка госстандартом образования в ходе его пересмотров постоянно увеличивается, она превышает требования санитарных норм и правил. Причем, если ими в недельной программе предусмотрены, к примеру, уроки физкультуры, то в госстандарте они как бы вынесены за рамки программных учебных часов. Вот и получается, что, вроде бы, ничего не нарушается, но нагрузка у детей больше максимально допустимой. На домашние задания правилами отведено до трех, а в старших классах даже до четырех часов. Сейчас мы рекомендуем до полутора часов. Свои исследования мы завершили в 2016 году, а санитарные правила утверждены в 2001-м, к тому же разрабатывались они еще раньше. Это при том, что тогда у детей было другое здоровье, другой образ жизни, тогда не было компьютеров, планшетов и мобильников. Поэтому они больше времени проводили на свежем воздухе, у них большей была двигательная активность, и нагрузки, которые тогда регламентировались в санитарных правилах, на тот момент были правильными. Сейчас они уже выше, чем должны быть для современных детей. Кстати, нынче готовится новый санитарный регламент. Руководит этим Минздрав, мы также участвуем в этом процессе и будем давать свои рекомендации. Но нормы нормами, однако, возвращаясь к вашему вопросу о роли родителей, скажу: они, со своей стороны, должны понимать, что дети должны не менее двух часов находиться на свежем воздухе, включая дорогу до школы и обратно. Желательно, чтобы они имели хобби, посещали секцию или кружок. Во время выполнения домашнего задания не нужно требовать от ребенка, чтобы он сидел за ним бесконечно долго. Если у него что-то не получается, то на это есть причины — то ли оно сложное, то ли объемное. Ребенок должен успеть сделать его за час-полтора. Сон не должен быть менее восьми часов у старших школьников, девяти часов у средних и десяти часов у младших. Если такой режим не соблюдается, это, подчеркну еще раз, ведет к увеличению риска утомляемости и нарушения состояния здоровья в два-три раза. Ложиться нужно примерно в одно и то же время, плюс-минус полчаса. Ведь образуется определенный рефлекс, и организм настраивается на это время: ребенок тогда быстро и легко засыпает. В выходные дни детям желательно не вставать позже, чем на час. Ибо потом опять возникает явление десинхроноза, нет ощущения выспанности, ребенок вялый. Взрослые должны задумываться, что полезно для детей, а что для них вредно.

— Роль школы, думаю, не менее важна?

— Однозначно. Если учитель должен через каждые 15 минут провести физкультминутку, то он обязан это делать. Он должен понимать, что если ребенок сел за парту, то через 10 минут у него мышцы расслабились, он уже не может удерживать позу. При этом возникает спазм мышц-разгибателей, они находятся в напряженном состоянии, появляется ощущение боли в спине. Поэтому в течение 45-минутного урока ученика нужно раза два-три поднять, чтобы он вытянулся, сделал несколько упражнений. Тем более, что это несложно, и польза будет огромная. И для осанки, и для зрения, и для профилактики утомления. Казалось бы, мелочь, а важно. Не могу обойти и уже устоявшуюся привычку не разрешать школьникам бегать по коридору — за этим строго следит охрана. Это уже вопросы к администрации школы. О том же, чтобы выйти на свежий воздух, даже мысли нет. А ведь перемена для чего? Для активного отдыха, причем желательно на свежем воздухе. Когда это не делается, то одно наслаивается на другое, большая нагрузка, вынужденная поза на уроках, мобильники на переменах — все вместе и ведет к тому, что растет заболеваемость. Есть приказы МОН, в которых прописано, что обязательными формами физического воспитания детей в школах являются, кроме уроков физкультуры, физкультминутки во время занятий, физкультпаузы на переменах и т д. Но на деле такие формы разгрузки практикуются не всегда и не везде. Движение, например, сводится в лучшем случае к переходу из одного кабинета в другой, на уроках физкультуры многие дети не занимаются, а сам урок проводится не всегда так, как должен проводиться. Вот в результате и имеем то, что имеем.

Беседовал Виктор КОЛОМАК.

Киев.

 

ФАКТ

За период с 2005-го по 2015 год доля детей с дефицитом сна выросла с 45 до 76 процентов. Нагрузка по домашним заданиям увеличилась в три раза. Средняя продолжительность экранного времени школьников растет со 100 минут в первом классе до 350 минут в средних. В старших классах за компьютером более двух часов проводят свыше 90 процентов детей.

Из результатов, полученных в ходе исследований.