Обложка фундаментальной фотолетописи
«За Україну, за її долю...».

 

В прошлую пятницу в Киеве состоялась презентация двух культурно-художественных проектов к столетию Украинской национальной революции 1917—1921 годов. Это масштабная книга-альбом с сотнями уникальных архивных фотодокументов (издательский дом «Ін Юре»), а еще своеобразное киноприложение, в котором собраны отреставрированные кинопленки столетней давности из Государственного архива кинофотофонодокументов имени Пшеничного (режиссер Сергей Буковский). К реализации обоих проектов причастно очень много людей — в частности, авторы идеи и продюсеры Степан Кубив, Александр Святоцкий, Руслан Стефанчук, десятки историков, политиков, меценатов. А среди тех, кто оказывал информационную поддержку, в частности, Всемирный конгресс украинцев и редакция газеты «Голос Украины».

 

 

 

Начал презентацию министр культуры Украины Евгений Нищук (на снимке):

— События Украинской национальной революции стали началом сложного процесса, который нашел свое продолжение через много лет. Мы надеемся, что через этот сложный процесс, ныне проходящий в Украине, мы придем к той стране, о которой еще сто лет назад мечтали Грушевский, Винниченко, Скоропадский, Петлюра и многие другие.

Большой зал столичного Украинского дома, где проходила презентация, был полон. В числе выступающих — Первый вице-премьер-министр Украины глава Всеукраинского общества «Мемориал» Степан Кубив, заместитель председателя администрации Президента Ростислав Павленко, директор Института национальной памяти Владимир Вятрович, епископ УГКЦ владыка Богдан Дзюрах. Оба проекта — это то, по поводу чего можно не стесняться высоких слов. Но ораторы выступали без патетики, делая акцент на том, что события давней Украинской революции и недавней Революции Достоинства драматично перекликаются между собой — хотя бы в том, что первая закончилась поражением, а вторая еще до сих пор не закончилась (по крайней мере, не закончилась так, как хотелось многим из нас).

 

Александр Святоцкий, главный редактор самого старого
в Украине юридического журнала «Право України», и Степан Кубив, Первый вице-премьер-министр Украины — министр экономического развития и торговли Украины, глава
Всеукраинского общества «Мемориал» имени Василия Стуса.

 

 

Перекликание двух революций было лейтмотивом в выступлениях ораторов. Степан Кубив отметил:

— Сто лет назад украинцы проявили волю, героизм и жертвенность в борьбе за свободу государства. Они три года героически боролись и потерпели поражение. Однако украинский народ навсегда осознал, что его извечная мечта о собственной государственности может стать реальностью.

 

 

И книга-фотолетопись, и киноприложение называются практически одинаково, в названии использована строка из известной песни на слова поэта Николая Вороного: «За Україну, за її долю, за честь і волю, за народ!». В центре презентации оказалось киноприложение. Это и понятно: ведь книга требует сосредоточенного индивидуального прочтения, а кино предназначено для многолюдного пространства кинозалов. Упомянутое киноприложение в программе презентации названо «фильмом», хотя режиссер Сергей Буковский (на снимке) избегает слова «фильм», для него это лишь — «киноматериалы, мгновения украинской истории», так и в титрах написано. Перед показом Сергей Буковский выступил сдержанно, даже строго.

 

— Невероятно, что по улицам Киева, тут, рядом с нами, сто лет назад с камерами бегали кинооператоры. С большими камерами, крутили ручку. И снимали бурные события, и успевали всюду — и на Думскую площадь, где ныне Майдан, и на Крещатик, и на Софийскую площадь, где происходило очень много событий в те бурные годы. Это прекрасно. К сожалению, мы не знаем их имен и фамилий. Но другие люди, которые являются инициаторами этого проекта, сделали так, что эти уникальные кадры вы можете сегодня посмотреть. Это киноматериалы, которые мы собрали, отреставрировали, отсканировали за очень большие деньги. Это дорого. Рассказывать о прошлом — это очень важно, но не менее важно думать и о том, что наши потомки посмотрят через 100 лет о нас. Я не хочу сегодня рассказывать о печальном, но наш архив (Государственный архив кинофотофонодокументов имени Пшеничного. — Ред.), приложивший очень много усилий для того, чтобы это показать и сделать, находится в ужасном состоянии и работает еще на оборудовании времен Никиты Хрущева. Так не должно быть. Всем кажется, что это какие-то второстепенные, неважные проблемы. Нет, важные!

 

 

Эту мысль подхватила Виктория Бондарь (на снимке), шеф-редактор и исполнительный продюсер фильма «За Україну, за її волю!». Она сказала корреспонденту «Голоса Украины»:

— Когда работаешь с кинодокументами столетней давности, не покидает мысль, что эти документы не вечны, следовательно, нам нужно заботиться и о сборе и сохранении кинолетописи современности. Важно думать о будущем, и для этого надо, чтобы у нас было больше киновидеоархивов настоящего, которое неизбежно становится историей, и чтобы эти архивы были оснащены на наивысшем техническом уровне.

...Действительно, кинокадры истории — важны, в этом убедились первые зрители. Известно, что для фото и кинопленки издавна использовалось серебро. И вот здесь, в «Киноматериалах» Буковского, это серебро будто ожило в мерцании кинокадров: и снег, который шел в Киеве сто лет назад, и дым солдатских сигарет, и пар от дыхания людей. Поскольку раньше мы изредка видели отрывки буквально в несколько секунд из этих кинокадров, то нам казалось, что это и все, что нам оставила история. К счастью, осталось больше, только это надо было отреставрировать и оцифровать. И теперь мы можем это увидеть. Обещают, что эти киноматериалы покажут несколько ведущих украинских телеканалов.

Алина Галаган.

Репродукции из книги-альбома: крейсер Черноморского флота «Память Меркурия» поднял украинский флаг (осень 1917 года); одно из первых заседаний Украинской Центральной Рады.

Фото Андрея Нестеренко.