Депутаты Ивано-Франковского областного совета выступили против сокращения изучения предмета «История Украины» в общеобразовательных учебных заведениях. Соответствующее обращение к Минобразования они приняли на заседании ХІІІ сессии. Зачитывая официальное письмо, депутат Сергей Адамович подчеркнул, что в проекте изменений в учебные планы 10—11 классов в школах, вынесенном на общественное обсуждение, планируется интегрировать предметы «Всемирная история» и «История Украины», что приведет к растворению отечественной истории в объемном курсе всемирной.

Апеллируя к отраслевому министерству, прикарпатские депутаты убеждены, что «идея интеграции двух предметов несвоевременна, поскольку у нас еще не вытеснены ментальные признаки советского наследия, значительный процент украинофобов среди граждан, не преодолены сепаратистские настроения». А это, в свою очередь, «позволит при условиях академической свободы учителей, в отдельных школах наполнить интегрированный курс антиукраинским содержанием». Неуместно и преждевременно, по их мнению, объединять две «истории» в условиях военного противостояния и информационной агрессии, когда безотлагательной является необходимость консолидации общества вокруг исторического прошлого. Особая роль в этом процессе принадлежит образованию, которое выступает культурным, научно-познавательным и стабилизирующим фактором общественного объединения, источником воспитания молодежи и возрождения исторической памяти украинцев. В обращении также приведены примеры государств, считающих изучение родной истории приоритетным для своих маленьких и юных граждан, и перечислены несколько действующих документов, нормы которых нарушает неоправданная интеграция. В частности, Концепция национально-патриотического воспитания детей и молодежи, в которой говорится, что: «Особое значение приобретает ознакомление с историей героической борьбы украинского народа за государственную независимость на протяжении своего исторического пути, в частности в ХХ—ХХІ веках это ОУН, УПА, диссидентское движение, студенческая Революция на граните, Оранжевая революция, Революция Достоинства», и Стратегия национально-патриотического воспитания детей и молодежи на 2016—2020 годы, утвержденная указом Президента Украины от 13 октября 2015 года №580/2015.

Также депутаты в очередной раз напомнили, что украинские учителя благодаря преподаванию курса «История Украины» воспитали поколение патриотов, способных «выступить движущей силой перемен внутри страны и добровольно с оружием в руках ставших на ее защиту во время российско-украинской войны». А потому предложили Министерству образования и науки не интегрировать курсы, а сконцентрировать усилия на реальной разгрузке учебных программ и повышении профессиональной компетентности учителя.

Галина БРУХАЛЬ.

Ивано-Франковская область.