Не секрет, что показатели смертности в Украине остаются одними из самых высоких в Европе. Об этом говорят во всеуслышание, это признают, это не может не тревожить. Причин такому печальному положению дел немало — от экономической и социальной ситуации в стране в целом до состояния системы здравоохранения конкретно. В частности, одна из них, довольно веская — безумная дороговизна лекарственных препаратов, которые многим гражданам стали просто не по карману.

 

 

Изучение фармацевтического рынка экспертами показало, что цены на лекарства в отечественных аптеках могут достигать 300 и более процентов накрутки от их реальной себестоимости! В плане доступности это может не касаться пациентов, подпадающих под правительственную программу «Доступні ліки», которая стартовала в первых числах апреля. Именно «может», поскольку стоит еще подождать, как она себя проявит. Ведь к громким заявлениям и обещаниям все мы уже привыкли. Тем более, не очень то верится, что фармакологические делки спекулятивными ценами на лекарственные препараты продолжают наступать на здоровье нации по всем фронтам. К примеру, недавно я приобрел в самой «дешевой» аптеке района упаковку кардиологического препарата «Хартил», 10 мг за 150 гривен, который два месяца назад стоил в ней 130 гривен... Но ведь далеко не все могут позволить себе такую «роскошь» — многие жизненно необходимые лекарства становятся недоступными для обнищавшего населения.


А несколько месяцев назад в качестве эксперимента я решил промониторить ряд киевских аптек на предмет стоимости продаваемого в них товара. Причём в качестве объекта ценового изучения выбрал отнюдь не лекарство, которое может быть в продаже от различных производителей, в том числе и зарубежных (а посему разброс в ценах может быть достаточно велик), а всем известную обычную пищевую добавку-подсластитель фруктозу, стабилизирующую уровень сахара в крови и тем самым являющуюся особо важной для людей, которые страдают сахарным диабетом. Естественно, отечественного производителя. В качестве отправной точки послужил рынок «Севастопольский», расположенный в Соломенском районе г. Киева. И в качестве «тайного покупателя» обошёл с десяток аптек (на самом деле их в районе точки отправления, как минимум, в два раз больше), расположенных в радиусе километра-полутора от этого рынка. Ведь логика простого обывателя говорила, что разброс цен этого достаточно распространённого и отнюдь не дефицитного продукта, вроде бы не может быть велик. Но, как оказалось, пятисотграммовая пачечка подсластителя тоже может кусаться. Вот результаты этого «исследования».


Итак. За 500-граммовую упаковку фруктозы в Киеве, в Соломенском районе просили: в аптеке «Бажаємо здоров’я» — 44 грн., 50 коп.; в аптеке «Гормональних препаратів» — 58 грн., 26 коп.; в аптеке «TAS» — 102 грн., 85 коп.; в аптеке «Аптека зі складу» — 48 грн., 63 коп.; в аптеке «Гелекси» — 72 грн,, 50 коп.; в аптеке «Лекфарм» — 56 грн., 30 коп.; в аптеке «Аптека Здоров’я» — 80 грн., с копейками; в аптеке «Велика Аптека» — 35 грн., 60 коп. (по этой цене здесь оставалась лишь одна пачка, цена других — 64 грн., 19 коп.): в аптеке «Аптека низьких цін» — 75 грн.; в аптеке «Інтелекс» — 35 грн., 28 коп (оставалась последняя пачка, цена последующих пачек — неизвестна). Стоимость же 500 граммов фруктозы в различных супермаркетах этого района составляла от 50 до 60 гривен. Не правда ли, разница в стоимости пищевой добавки, подчёркиваю — отечественного производителя — от 35 грн., 60 коп. до 102 грн., 85 коп. — более чем существенна. Понятно, что ценообразование зависит и от производителя, и от поставщика, и от владельцев аптек и т. д. Причём поставщик при единой отпускной цене производителя может в одну аптечную сеть продавать товар дешевле, в другую — дороже. Тут уж как договорятся. Но нам то с вами от всего этого не легче. И как по мне, вовсе не исключено, что цены в наших аптеках и дальше будут неумолимо расти. Несмотря на все заверения власть предержащих.


И последнее. Многие аптеки завлекают покупателя скидками, всевозможными акциями, заверениями, что они работают напрямую с крупнейшими производителями и дистрибьюторами фармацевтической продукции, поэтому цены на лекарства якобы значительно ниже рыночных и пр. На самом же деле, как правило, и за редчайшим исключением, всё это лишь маркетинговые ходы, которые направлены, прежде всего, на то, чтобы как можно выгодней продать свой товар и обогатиться. Любой ценой. В данном случае — ценой здоровья, а зачастую и жизней простых людей.

Киев.

ПРЯМА МОВА

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман на пресс-конференции по итогам года деятельности правительства: 


«90 процентов украинцев отказываются от лечения, так как для них это дорого. Мы должны изменить эту систему и провести необходимые изменения и реформы».


Карикатура из сети Интернета


Рис. Алексея МЕРИНОВА.