В Украине провозглашена образовательная реформа. Надеемся, в этот раз членам правительства и парламентариям хватит политической воли довести дело до завершения. Концепция «Новая украинская школа» и проект закона «Об образовании» во многом перекликаются с преобразованиями, которые в стране пытались провести в начале 2000-х годов. Речь идет не только о возвращении 12-летки. Принятая в 2001 году Национальная доктрина развития образования предусматривала личностную ориентацию обучения, внедрение «образования в течение жизни», объединение его с наукой, интеграцию в международное образовательное пространство... Все эти задачи актуальны и сегодня. О прошлом и будущем украинского образования в интервью парламентскому изданию размышляет руководитель МОН в 1999—2005 годах, президент Национальной академии педагогических наук Украины, руководитель Общества «Знання» Украины, академик НАН и НАПН, доктор философских наук, профессор Василий КРЕМЕНЬ (на снимке).

— Я не призываю посыпать голову пеплом и говорить, что наше образование плохое, — отмечает наш собеседник. — Но оно и поныне в значительной степени советское. Такое образование было идеальным для тогдашнего общества, той системы производственных отношений. Но человечество перешло в эпоху прогресса другого типа — быстрая динамика знаний, идей, постоянное изменение условий жизни. Всему этому нужен человек с инновационным типом мышления. Такую личность может воспитать школа, которая будет требовать от ученика не только простого усвоения знаний и их ретрансляции, но и умения применять их на практике. Тщетно пытаться научить человека один раз и на всю жизнь, надо научить его учиться в течение жизни.

— Во времена, когда вы занимали пост министра образования, была осуществлена первая попытка ввести 12-летку...

— Мы тогда пытались все направления реформировать. Хотя больше внимания уделяли средней школе: предусмотрели переход к новому содержанию и сроку обучения. Разработали Национальную доктрину развития образования Украины, которая была принята на ІІ Всеукраинском съезде работников образования в октябре 2001 года и утверждена указом Президента весной 2002-го. Это была основа методологии всех перемен в образовании — от дошкольного, среднего, профессионального и до высшего.

Когда я пришел в министерство, вдруг выяснилось, что в Украине треть школьников учатся 10 лет, а остальные — 11. Мы это ликвидировали. Десять лет осуществлялся переход к 12-летке. Уже на то время было понятно, что в рамках 11-летки невозможно подготовить ребенка к жизни и дать ему необходимый объем знаний. Одной из закономерностей общественного развития является постоянно растущее время обучения. Когда-то, во времена УНР, в Украине было провозглашено обязательное начальное образование, что на то время было большим прорывом. Потом в Советском Союзе была обязательной 7-летка, затем — 10-летка, после этого добавили еще один год, и еще. Однако (уже при министре Дмитрии Табачнике. — Авт.) произошел откат назад, возвращение 11-летней школы, чем был причинен, я считаю, огромный вред не только образовательной системе, но и обществу в целом.

А тогда параллельно происходили преобразования в высшем образовании, после соответствующей подготовки мы получили разрешение на присоединение к Болонскому процессу. К сожалению, система профтехобразования изменилась меньше всего. Хотя около полутора сотен профильных лицеев было создано на базе ПТУ. Между прочим, мы получили очень много примеров, когда успешно готовили младших специалистов именно на базе подготовки квалифицированного рабочего.

Изменения в образовании, вводимые мной, базировались на понимании того, что происходит в современном мире. Образование должно отвечать новым вызовам и готовить человека к жизни и деятельности в обществе XXІ века. Человека инновационного типа мышления, конкурентоспособного в глобальном мире. Не будет страна успешной, если ее граждане неконкурентоспособны в глобальном пространстве.

— Как объединить мировые тенденции и национальные традиции в системе образования?

— Следует воспитывать глобалистского человека, но в то же время — патриота Украины. Только при этом условии сможем дать отпор российской агрессии, сохранить страну и вернуть временно неподконтрольные территории. Мы должны формировать чувство национального единства. Если нация едина, она сможет защитить свои интересы.

Чтобы сформировать у ребенка адекватную мировоззренческую картину, ему надо дать определенный набор инструментов. Среди самых необходимых — обязательное знание государственного языка, а, кроме того, одного-двух иностранных. А далее идет формирование системы ценностей. Есть общечеловеческое, общеевропейское измерение. Есть национальное. Отмечу, что не за все наши традиции надо держаться. Вот меняются, например, традиционные представления украинцев о добре и зле. Не так давно считалось, что богатство — это зло. Этот тезис всячески поддерживала советская школа. На самом деле честно заработанное богатство заслуживает всеобщего уважения. И это уважение надо воспитывать. У школьников должно сформироваться представление о связи между личным интеллектуальным развитием и достатком. Это может быть мощной мотивацией к овладению знаниями.

Обогащение отдельного человека — это проявление его вклада в развитие общества. Особенно же, если этот человек способен поделиться с другими — через финансирование культурных проектов, научных исследований, благотворительных программ. Вспомните самого богатого человека мира основателя корпорации «Майкрософт»: Билла Гейтса считают одним из самых щедрых филантропов нашего времени.

— Билл Гейтс, как известно, в свое время бросил Гарвард. Насколько вообще тесная связь между образованием и успешностью в жизни? Должно ли высшее образование быть всеобщим?

— Стив Джобс и Марк Цукерберг тоже в свое время бросили университет. Это не доказывает, что образование не нужно. Просто иногда оно неадекватно требованиям времени и наиболее нетипичным, самым талантливым его представителям.

Все ли должны получать дипломы? В Южной Корее в свое время довольно высокий процент молодых людей 25—35 лет имели высшее образование. Не случайно все тогда говорили о корейском экономическом чуде. В конце концов, диплом означает лучшее качество жизни и для каждого отдельного человека. Даже если он потом ни дня не будет работать по специальности. Если девушка окончит педагогический университет, она станет применять приобретенные знания в воспитании собственных детей, будет способствовать педагогизации общества, утверждению гуманных межчеловеческих отношений. Поэтому я за максимальное обучение максимального количества людей — то ли в высших учебных заведениях, то ли в профессионально-технических. Кстати, у нас много таких университетов, которые по качеству подготовки уступают уровню хороших профессионально-технических учебных заведений.

Ныне две трети выпускников украинских школ поступают в вузы. Когда я был министром, то максимально содействовал, чтобы как можно большая часть молодежи получила высшее профессиональное образование. За 5 лет существенно выросло количество студентов, которые учились, в частности и по государственному заказу. Мы тогда ввели новый тип финансирования — по государственным кредитам. Несколько тысяч студентов принимали на обучение при условии, что по окончании вуза они за 15 лет вернут этот кредит с тремя процентам годовых. Учитывая инфляцию, это были очень дешевые займы.

— Согласно концепции «Новая украинская школа», ученик уже после 9-го класса будет вынужден определяться с будущей профессией. Не рано ли?

— Его не станут заставлять сделать выбор, а будут побуждать. Это разные вещи. В некоторых европейских странах уже после начальной школы определяют, по какому направлению идет учиться ребенок. А уже после 9-го класса направление знаний (а не профессию!), которое предпочитает школьник, точно можно «диагностировать». С помощью учителей, родителей, психологов, при соответствующей профориентационной работе. И уже учитывая это, а также свои жизненные планы, ребенок пойдет после базовой школы в заведение соответствующего профиля — академическое (скажем, в физико-математический, естественнонаучный, гуманитарный, лингвистический лицей, где углубленно будет изучать соответствующие предметы) или профессиональное (профессиональный лицей, колледж или техникум, где параллельно получит и профильно направленное среднее образование, и саму профессию).

Нельзя и дальше всем и все преподавать одинаково. В профильной школе обучение будет осуществляться согласно желаниям и талантам ребенка, и в конечном итоге у этого школьника будет больше шансов реализовать природные способности и стать лучшим в своей профессии. В перспективе это позволит сократить обучение в бакалаврате с 4 до 3, 5 года — если в лицее будет такая углубленная подготовка. Бакалавров, по-моему, надо готовить широкого профиля: тех же химиков или физиков, например. А вот какой именно ты химик, определишься в магистратуре. За это время человек осознает, где его интерес.

— Во время обсуждения нового проекта закона «Об образовании» острые дискуссии велись вокруг темы «язык образования». Каким он должен быть?

— В Украине и украинской школе должен господствовать украинский язык. Когда я пришел в министерство, в среднем по стране 62% наших школьников обучались на государственном языке, я довел этот процент до 75. Вспоминаю, что в декабре 2003 года мы вместе с председателем Донецкой ОГА Анатолием Близнюком подготовили программу распространения украиноязычного образования на Донетчине, рассчитанную на 7—8 лет. К сожалению, об этой программе больше говорили, чем ее реализовывали. А потом были выборы 2004 года, когда политики разыгрывали языковую карту и делили страну на сорта. Вот и имеем последствия.

Наши сограждане — представители национальных меньшинств — должны иметь возможность изучать родной язык в рамках среднего образования. Сегодня дети оканчивают некоторые национальные школы и совсем не знают украинский. Потому что там на государственном преподают только украинский язык. Когда я был министром, выдвинул идею, чтобы, например, в венгерских школах несколько других предметов преподавались на украинском, остальные — на венгерском. То же — в русских. И вызвал шквал критики. Ввести такую схему согласились только крымские татары. Кстати, о практике введения двуязычного образования нам рассказывали в Канаде: один и тот же класс один год изучает математику на французском языке, второй год — на английском. В результате дети хорошо знают оба языка.

Что касается высшего образования, здесь обучение должно проходить на украинском. В то же время следует распространять преподавание на  английском. Такая система уже работает в отдельных украинских вузах, где часть предметов преподают на английском и фактически есть два рабочих языка. Это наш ответ глобализации. Если студент не знает иностранного, он не сможет принимать участие в академической мобильности и заниматься наукой, потому что наука ныне тоже — глобальное явление. Преподавание на английском повысит конкурентоспособность наших выпускников и привлечет в украинские вузы больше иностранцев. Экспорт же образования может стать одним из серьезных источников наполнения бюджета. Кстати, есть в мире страны, например Норвегия, где невозможно получить магистерский диплом на родном языке — только на английском!

— Если в стране не все благополучно с экономикой и при этом растет образовательный уровень населения, происходит массовая «утечка мозгов». Зачем государству тратиться на подготовку специалистов, которые потом будут работать на экономику других государств?

— Я приверженец принципа ребенкоцентризма и студентоцентризма в образовании. Главная цель обучения — способствовать развитию личности, самореализации человека в жизни и в своей будущей процессии, повышению его компетентности и конкурентоспособности. Развитие человека — мощный фактор развития общества и экономики.

В современном глобализованном мире экспорт рабочей силы является естественным явлением. И что лучше — экспортировать учителей, которые ухаживают за стариками в Италии, или программистов и инженеров, которые смогут реализовать себя за границей на высшем уровне и при этом часть заработанного отправить в Украину? Так же я не вижу ничего плохого в том, что наши студенты едут учиться за границу. Только в Польше их 50 тысяч. Не все из них потом вернутся, ректоры наших вузов не довольны — они эту молодежь потеряли. Но в конце концов такая конкуренция должна побуждать их повышать качество образовательных услуг. Польша предлагает лучшее образование и диплом, который признается в странах ЕС. Кстати, этот фактор тоже будет побуждать Украину быстрее двигаться в Европу. Бессмысленно противоречить цивилизационным ветрам, надо просто ловить их национальными парусами!

Беседу вела Анна ЛУКАНСКАЯ.

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!

Завтра, 25 июня, свое 70-летие будет отмечать известный украинский ученый, государственный, политический и общественный деятель, президент НАПН Украины Василий Григорьевич Кремень. Желаем ему крепкого здоровья и долгих лет жизни, наполненных семейным теплом и радостью научного творчества!