Жаль, что в украинском языке нет женского рода слова «летописец». Так думаешь, познакомившись со Светланой Гавронской (на снимке), библиотекарем из села Заря Пятихатского района Днепропетровщины. Она по крупицам собирает историю родного края. У нее есть история сел Заря, Осыковатое, Касиновка, Авангард. Начиналось все с родного села, в котором живет женщина. Чего только она не знает об этой территории! Сколько интересных фактов хранит в своей памяти! А когда начинает рассказывать о прошлом, ее глаза за стеклышками очков горят тем огнем, у которого хочется погреться.

Знает Светлана Александровна, например, о том, что в Заре когда-то был зерносовхоз, а в нем в 1930-х годах работал агроном, фамилия которого не сохранилась. Но когда он ехал по селу на бедке (телега на двух колесах), дети бежали следом и кричали: «Сталин едет!» — настолько он был похож на вождя народов.
Казалось бы, эти факты не стоят внимания большой истории, но именно в этих крупицах скрывается неповторимость нашей малой родины. Есть ксерокопия фотографии, где изображен Зарянский клуб в 1937 году, теперь здесь сельсовет. Когда С. Гавронская начала собирать коллекцию, в библиотеке сканера не было, и это фото, взятое у тетки Михалевши, пришлось отксерить. Когда тетка умерла, ее родня все «ненужное» сожгла. А с ним — и это фото.
— А это — уникальный документ, — показывает С. Гавронская, — еще в 1941 году, о том, что наш скот эвакуировали в Сталинградскую область. Это — оригинал!
Именно в Зарянской сельской библиотеке хранится папка с бесценными материалами, которые уже двадцать лет собирает Светлана Александровна.
Вот фото Осыковатской школы, которой уже нет. В Заре же начальная школа была в бараках, а до пятого класса детей на телеге возили в Пятихатки. Кто теперь об этом знает?
Интересна история писем воспитанников здешнего детдома, который был в центре поселка до 1954 года. Затем это учреждение вывезли, а дети писали сюда — как домой. Светлана Александровна годами ходила возле этих писем, лежавших на складе, но не знала, что они здесь. А когда склад взял в аренду зарянский хозяин, передал ей целую кучу писем, которые теперь бережно хранятся для потомков.
— А эту книгу вытащили из огня, — хвалится женщина. — Это учетная книга 1930 года, где написано «Пономаренко Ларивон Тарасович, 1911 года, бедняк, член артели, сезонный рабочий». Это — мой дед. А немного дальше и моя бабушка записана, которая была помощником повара в совхозе. Позже окончила курсы трактористов и была как прославленная Паша Ангелина.
Увлечение Светланы Гавронской началось с того, что ее дочери задали в школе сделать древо рода. Вот Светлана и загорелась. Она узнала: ее предки по отцовской линии были зажиточными. У деда-казака было две дочери и два сына, которых раскулачили. Драматическая история рода так поразила Светлану, что с того момента она уже не может остановиться в своих поисках.
Она — активист клуба «Историческая Пятихатщина», которым руководит Олег Адабаш из Пятихаток.
— Как-то попросила у Олега несколько старых выпусков районной газеты, он принес около десятка. Беру одну, а там на снимке — мой папа. Я чуть сознание не потеряла! А потом там еще нашла и о своем дедушке, и о дяде, и еще много всего. Меня это все больше затягивает.
С не меньшим энтузиазмом она работает над сохранением местных поговорок и пословиц, например, таких, как «На базарі і налигач тільний». А еще она с удовольствием записывает казацкие песни от главы первичной ветеранской организации Веры Заволоки, которая знает их много. Причем С. Гавронская стала это делать еще до того, как ЮНЕСКО взяло казацкие песни Днепропетровщины под свою охрану.

Елена ЧЕРНЯВСКАЯ.
Фото автора.

Днепропетровская область.