Известный полтавский художник Юрий Самойленко (на снимке) недавно отметил свое 70-летие. По этому случаю юбиляр получил много поздравлений от друзей, коллег, учеников, ценителей искусства. Вместе с тем творческим итогом пройденного пути стала персональная выставка его работ. Устроили ее в духовно-культурном центре имени Паисия Величковского, который действует при Свято-Успенском кафедральном соборе УПЦ Киевского патриархата, совсем не случайно.

Ведь земляки знают Юрия Алексеевича не только как талантливого художника. Он в течение многих лет возглавляет областную организацию Национального союза художников Украины и вместе с тем преподает на кафедре изобразительного искусства педагогического университета. Еще в 90-х годах стал одним из основателей краевого центра Православного братства апостола Андрея Первозванного и, собственно, общины УПЦ Киевского патриархата на Полтавщине. Вместе с единомышленниками приобщился и к движению за восстановление на знаковой для украинцев Ивановой горе упомянутого собора, который уничтожили воинствующие безбожники в 1934-м.
В созданных им иконах, витражах, гобеленах, живописных композициях сакральная тематика такая же органичная, как и патриотические нациеобразующие мотивы. Эти два крыла стали крепким основанием его художественного храма и своеобразной стартовой площадкой для взлета к вершинам в живописи и декоративном искусстве. Юбилейной выставке художник дал название «Небосвод». Почему? «Да потому, что, считаю, нам всем надо чаще смотреть на небо и понимать: оттуда все началось и там, на небе, все должно завершаться», — отметил Юрий Самойленко.
Искусствоведы отмечают глубокую символику его произведений. При этом даже те из них, где изображены лики святых, далекие от потустороннего, жизнеутверждающие, максимально очеловеченные и по ощущениям, и по манере художественного письма. В конце концов, все признаки святости художник увидел не только в библейских героях, но также в фольклорных (например, казак Мамай) и реальных людях, которые в течение веков держат небосвод над Украиной. Кстати, готовя упомянутую выставку, художник отказался от традиционных табличек-подписей под собственными произведениями. По его убеждению, каждый ее посетитель в своем восприятии образов должен сам дописывать ту или иную картину.

Василий НЕИЖМАК.
Фото автора.

Полтава.