Одна из особенностей Украины — наличие территорий со статусом горных населенных пунктов, в частности Карпатского региона Украины, занимающего территорию площадью 56,6 тыс. квадратных километров. Он очерчивается границами четырех административных областей — Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской и Черновицкой.

 

Евгений КРАСНЯКОВ.

На территории Карпатского региона статус горных имеют 712 населенных пунктов, в том числе в Закарпатской области — 213, Ивано-Франковской — 240, Львовской — 195, Черновицкой — 64. Села составляют абсолютное большинство (94,37%) в общем количестве горных населенных пунктов, поселки городского типа — 3,09%, поселки и города по 1,27 %.

В горных населенных пунктах по состоянию на 1 января 2016 года проживало 1 337,2 тыс. человек, из них в Ивано-Франковской области 42,5, Львовской — 23,4, Закарпатской — 20,6, Черновицкой — 13,5 процента.

Карпаты — гордость Украины. Это неповторимые ландшафты, стремительные потоки, серебристые водопады. Но отечественных и зарубежных гостей восхищали и восхищают не только виды, фауна и флора Карпат, но и жители гор, их промыслы: резьба по дереву, ткачество, художественная обработка кожи и металла, керамика, вышивка, ткачество, писанкарство и другое, и они сегодня служат визитной карточкой государства.

Однако жизнь горцев — это тяжелые условия труда и быта, обусловленные расселением на склонах горных хребтов. К тому же в связи с развалом лесохозяйственных предприятий, уничтожением коллективных форм организации сельского хозяйства значительно выросла безработица, что побуждает горцев выезжать на заработки в соседние регионы и государства. Молодые люди, окончив учебу в городе, не возвращаются в горы. Это приводит к потере этнокультурной  идентичности и уникальности.

В сложных условиях оказалась сфера образования региона. В связи с высокогорным расположением и транспортной труднодоступностью многих населенных пунктов дети не могут получать качественное образование, а школы — надлежащим образом организовывать профильное обучение.

Разумеется, что сохранить для будущих поколений красоту Украинских Карпат могут и обязаны сами люди, в частности — подрастающее поколение горцев. Но для этого на общегосударственном уровне нужно понимание таких перспектив развития горных территорий, как всесторонняя поддержка горных территорий, в частности, выполнение в полном объеме базового Закона Украины «О статусе горных населенных пунктов Украины», что позволило бы решить ряд задач в социально-экономической, образовательной, медицинской сферах, охраны окружающей среды, создании туристической инфраструктуры, функционирования культурно-художественных заведений.

Анализ законодательной и другой нормативно-правовой базы развития территорий Украины, в частности горных, позволяет сделать вывод о том, что в государстве в основном сформирована достаточная нормативно-правовая база обеспечения успешного развития горных регионов. Это, прежде всего, следующие законы: вышеупомянутый Закон Украины «О статусе горных населенных пунктов в Украине» от 15.02.1995 г. с изменениями и дополнениями от 13.12.2005; Закон Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины» от 23.03.2000 г., «Об Основных принципах государственной экологической политики Украины на период до 2020 года» от 21.12. 2010 г., «О принципах внутренней и внешней политики» от 01.07.2010 г., «Об охране окружающей природной среды» от 26.06.1991 г., с многочисленными изменениями по состоянию на 07.02.2017 г.

К тому же вопросы социально-экономического развития горных территорий также частично регулируются Бюджетным кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, законами Украины «О Кабинете Министров Украины», «О местных государственных администрациях», «О местном самоуправлении в Украине», «О государственных целевых программах», «О планировании и застройке территорий», «О Генеральной схеме планирования территории Украины», «Об основах градостроительства».

В исполнение указанных законов Кабинет Министров Украины принял более 10 постановлений: «О разработке прогнозных и программных документов экономического и социального развития и составлении проекта государственного бюджета» от 26.04.2003 г., «О перечне населенных пунктов, которым предоставляется статус горных» от 11.08.1995 г. с изменениями и дополнениями, внесенными по состоянию на 26.10.2013 г., «Об условиях оплаты труда лиц, работающих в горных районах» от 11.08.1995 г. № 646 с изменениями и дополнениями, внесенными по состоянию на 21.10.2009 г., «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга социально-экономических показателей развития регионов, районов и городов областного, республиканского в Автономной Республике Крым значения для признания территорий депрессивными» № 235 от 02.03.2010 г., «О государственной стратегии регионального развития на период до 2020 года» от 06.08.2014 г., «О Концепции усовершенствования системы прогнозных и программных документов по вопросам социально-экономического развития Украины» от 04.10.2006 г., «Об утверждении Положения о Совете развития регионов» от 20.12.2006 г., «Об утверждении Концепции государственной региональной политики Украины» от 02.07.2008 г. и т. п.

Функционирование горных общеобразовательных учебных заведений на законодательном уровне закреплено в действующем Законе Украины «Об образовании». Так, статьей 14 этого закона предусмотрено, что обеспечение развития сети учебных заведений (в т. ч. и расположенных в горной местности), укрепление их материально-технической базы, хозяйственного обслуживания входит в полномочия местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Бюджетный кодекс Украины (статьями 89 и 90 предусмотрено, что расходы на общеобразовательные учебные заведения осуществляются из областных бюджетов объединенных территориальных громад, которые создаются согласно закону и перспективному плану формирования территориальных громад; статьей 102-2 предусмотрено, что образовательная субвенция направляется исключительно на оплату труда с начислением педагогическим работникам в общеобразовательных учебных заведениях и профессионально-технических учебных заведениях в части расходов на получение полного общего среднего образования. Все другие расходы осуществляются из местных бюджетов). Приказом Министерства образования и науки Украины от 05.08.2016 г. № 944 утверждено Положение об объединенном классе (классе-комплекте) начальной школы в филиале опорного заведения, что позволяет сохранять сеть горных малокомплектных школ.

К величайшему сожалению, проведенный анализ нормативно-правовой базы регулирования развития регионов, в частности горных, позволяет сделать вывод о том, что самой главной проблемой является не недостаток нормативно-правовой базы, а хроническое невыполнение принятых документов, прежде всего, финансирования мероприятий, направленных на развитие регионов, в том числе и горных.

Образование в горной местности, сохранение и развитие сети заведений общего среднего образования — залог дальнейшего развития Карпатского региона Украины. «Карпатам нужны настоящие хозяева. Поэтому как раз горная школа совместно с семьей призваны подготовить выпускников школы к работе в горной местности... Горная школа призвана учитывать в учебно-воспитательном процессе целый пласт материальной и духовной культуры горцев (хозяйственно-трудовую деятельность, быт, обряды, фольклор, обычаи, традиции), что в дальнейшем будет служить развитию региона, сохранению этнокультурной идентичности и уникальности жителей гор», — справедливо подчеркивает председатель «Гуцульської  освітянської ради», член-корреспондент Национальной академии педагогических наук Украины, кандидат педагогических наук, многолетний директор Яворовского общеобразовательного учебного заведения І-ІІІ ступеней Косовского района Ивано-Франковской области, народный учитель Украины Петр Васильевич Лосюк.

Ученые справедливо подчеркивают, что школа в горах — это не только педагогическое, экономическое, географическое или социальное понятия. Почти всегда ее главной функцией было формирование человека, который остается работать в горном селе, в сельском хозяйстве. Однако в нынешних условиях эта функция не реализуется достаточно. Возникает острая проблема, как согласовать интересы медленно перестраивающегося общества с интересами молодой личности, которая с малых лет видит неустроенность сельской жизни и, в отличие от предыдущих поколений, хочет удовлетворить нужды своего развития с наибольшими перспективами.

По информации местных органов управления образованием в населенных пунктах Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской и Черновицкой областей, отнесенных постановлением Кабинета Министров от 11 августа 1995 г. № 647 (с изменениями и дополнениями) к горным, функционируют 535 общеобразовательных учебных заведений, в которых учится 78,7 тыс. учеников, что составляет соответственно 3,2 и 2,0 процента от их общего количества в государстве. Из них: в Закарпатской области — 105 школ, почти 11,0 тыс. учеников; в Ивано-Франковской — 245 школ, 46,8 тыс. учеников; в Львовской — 157 школ, более 15,5 тыс. учеников; в Черновицкой — 28 учебных заведений, свыше 5,3 тыс. учеников.

Рассматривая образовательную деятельность горной школы как важный фактор социальных преобразований, необходимо учитывать тот факт, что горная школа наряду со значительными факторами влияния на развитие сельского социума сталкивается со многими трудностями. Определяющие среди них: монофункциональное развитие горных сел затрудняет выбор профессии и трудоустройство выпускников школ; недостаточность развития сельских территорий в горах, обедненный рынок труда в горных поселках, недостаточная заинтересованность государственных и негосударственных организаций в многофункциональном развитии горных сел оказывают негативное влияние на развитие учеников и работу горной школы; неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние многих горных школ (холод, низкое качество работы учителей и учеников в течение трех-четырех осенне-зимних месяцев года); отсутствие полной ставки у многих учителей (от 6 до 10—15 уроков недельной нагрузки); не работают пришкольные интернаты. Дети ежедневно добираются до школы за 5 — 7 км; отсутствие гибкости учебных программ, пренебрежение особенностями условий, в которых работают горные школы, отрицательно сказываются на профориентации учеников этих школ и подготовке их к учебе в высших учебных заведениях; малокомплектность, малочисленность учебных заведений усложняет процесс организации питания детей, создают проблемы в проведении конкурсных закупок, услуг горячего питания; трудовая миграция, сезонные работы, на которые нередко выезжают родители, значительно усложняют обучение и воспитание учеников горных школ; отсутствие стратегии развития сельских территорий, конкретных планов создания разнообразия видов деятельности в горных населенных пунктах, отсутствие местного партнерства в развитии села и школы затрудняют развитие последней; требует  пересмотра и усовершенствования механизм финансирования горных учебных заведений. Так, действующий формульный расчет содержания одного ученика в школе даже не обеспечивает выплаты в полном объеме заработной платы педагогическим работникам. О каком развитии материально-технической базы может идти речь?; в отдельных населенных пунктах есть необходимость в капитальном ремонте дорожного полотна для безопасной перевозки учеников к местам учебы. Необходимо пополнить и обновить парк школьных автобусов, в том числе и автобусов повышенной проходимости.

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования согласно предметам его ведения, выполняя контрольные функции, возложенные на него Законом Украины «О комитетах Верховной Рады Украины», 14—15 июня 2017 года провел выездное заседание в Ивано-Франковской области с повесткой дня «Горная общеобразовательная школа: состояние, проблемы, перспективы развития».

Планируя такое заседание, народные депутаты Украины — члены комитета исходили из того, что в условиях, когда в государстве осуществляется процесс реформирования образовательной сферы, крайне необходимо привлечь внимание высшего законодательного органа, органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления всех уровней, ученых, педагогов-практиков, общественности к проблемам развития образования в горной местности, максимальному сохранению сети общеобразовательных учебных заведений, их наполнению учебным оборудованием, обеспечению равного доступа к качественному образованию, сохранению уникального опыта народных промыслов, присущих только этой местности, и ряду других проблем, возникающим в процессе децентрализации власти и т. п.

В рамках выездного заседания участники мероприятия — народные депутаты Александр Спиваковский, Юрий Соловей, Иван Рыбак, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления Ивано-Франковщины и другие посетили Великороженскую общеобразовательную школу І-ІІ ступеней Косовского района Ивано-Франковской области, расположенную в горной местности; приняли участие в заседании круглого стола на базе Яворовского общеобразовательного учебного заведения при участии руководителей местных органов управления образованием Верховинского, Коломыйского, Косовского, Надворнянского районов и города Яремче Ивано-Франковской области, директоров общеобразовательных учебных заведений, работников образования, а также провели встречу с педагогическими работниками, представляющими дошкольное, внешкольное, последипломное, профессионально-техническое и высшее образование, где детально обсудили вопросы будущего базового Закона Украины «Об образовании».

15 июня текущего года состоялось выездное заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования и науки при участии первого заместителя председателя комитета Александра Спиваковского, народных депутатов Украины Юрия Соловья, Анатолия Матвиенко, Максима Довбенко, главы Ивано-Франковской областной государственной администрации Олега Гончарука, заместителя председателя Ивано-Франковского областного совета Василия Гладия, директора Департамента общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки Украины Юрия Кононенко, представителей Национальной академии педагогических наук, руководителей органов управления образованием Ивано-Франковской, Закарпатской, Львовской и Черновицкой областных государственных администраций.

В обсуждении доклада директора Департамента образования и науки Ивано-Франковской областной государственной администрации Виктора Кимаковича приняли участие народные депутаты Украины, представители органов государственной власти, ученые, руководители учебных заведений, педагоги-практики.

В процессе подготовки и проведения выездного заседания комитета был наработан проект решения комитета, в котором предлагается: Комитету Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования: обратиться к Кабинету Министров Украины с ходатайством о выделении средств из государственного фонда регионального развития для финансовой поддержки пилотного регионального проекта «Развитие новой украинской школы в горной местности Украинских Карпат»; внести на обсуждение Рабочей группы по подготовке ко второму чтению проекта базового Закона Украины «Об образовании» (регистр. № 3491-д) уточняющие предложения к статье 13 «Территориальная доступность полного общего среднего образования» в части функционирования пришкольных интернатов (общежитий) при заведениях системы общего среднего образования, расположенных в горной местности; в ходе рассмотрения на заседании комитета проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно восстановления прав работающих граждан» (регистр. № 6038) поддержать предложения по восстановлению предыдущих редакций статей 95, 96 Кодекса законов о труде Украины, а также статей 3, 6, 7 Закона Украины «Об оплате труда» в части установления основных принципов формирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы; во время рассмотрения на заседании комитета проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления государственных гарантий для горных и высокогорных населенных пунктов» (регистр. № 6439) поддержать предложения по увеличению тарифных ставок, пенсионного обеспечения для работников медицинских, образовательных заведений, заведений культуры и других бюджетных учреждений, расположенных на территории высокогорных населенных пунктов. Рекомендовать Кабинету Министров Украины: всесторонне способствовать сохранению и развитию сети учебно-воспитательных комплексов и других заведений, осуществляющих дошкольную подготовку детей и предоставляющих образовательные услуги на дальнейших ступенях обучения, в том числе и профильное образование, охватывая детей из самых отдаленных горных поселений; разработать Концепцию сельской общеобразовательной школы, в которой определить миссию и роль горной школы как важного звена регионального образования, как центра сохранения своего рода традиций, развивающихся в новых условиях, которые призваны сбалансировать природно-этнические, инновационные влияния средствами информационных технологий; изучить целесообразность введения льготного налогообложения для новообразованных предпринимательских структур на территории горных районов, которые в процессе производственной деятельности будут предоставлять помощь в развитии образовательных услуг или осуществлении инфраструктурного обеспечения этих территорий; разработать долгосрочную программу развития горных территорий, которая определит их статус (как объекта регулирования), создаст правовые принципы для их развития, обеспечит формирование образовательной среды для школьников указанных территорий; реализовать межведомственные программы, направленные на возвращение в горное село выпускников высших учебных заведений и специалистов социальной сферы, в которых нуждаются такие населенные пункты (врачей, учителей, работников культуры), путем предоставления первого рабочего места, возможности получить жилье и т. п.; изучить вопрос о целесообразности создания Всеукраинского фонда поддержки развития горных территорий, аккумулировав средства (от отчислений хозяйствующих субъектов всех форм собственности в размере 1,5 % их доходов) для целевого использования в сфере образования и стимулирования работы молодых педагогических кадров; рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство в части исключения из размера заработной платы доплат, в частности доплат за классное руководство, проверку тетрадей и других доплат за выполнение дополнительной педагогической работы, надбавок за выслугу лет и за престижность педагогического труда и других выплат тем работникам, заработная плата которых меньше размера заработной платы 3200 гривен; ежегодно во время подготовки проекта Закона Украины «О Государственном бюджете Украины» предусматривать ассигнования на капитальные ремонты автодорог до учебных заведений, а также приобретение школьных автобусов, в том числе повышенной проходимости для учебных заведений, находящихся в сельской местности.

Рекомендовать Министерству образования и науки Украины: совместно с Министерством финансов Украины рассмотреть вопрос о нормировании согласно условиям и нуждам горных регионов количественных показателей функционирования классов, школ, образовательных округов, которые не могут быть тождественны с количественными показателями, установленными для традиционных или равнинных образовательных заведений, (наполняемость классов, количество учеников в опорной школе, требования к формированию образовательного округа, в частности, позволив в горной местности функционирование образовательного округа на базе одной школы); обеспечить безусловное финансирование в полном объеме вариативного компонента учебного плана, шире использовать его для углубления знаний учеников о родном крае, социально-экономических особенностях жизни и хозяйствовании в горах, на подготовку к выбору будущей профессии (а отчасти и ее получение) в системе профильного обучения; рассмотреть инициативу общественности Ивано-Франковской области вопроса введения пилотного проекта «Развитие Новой украинской школы в горной местности»; изучить вопрос о целесообразности внесения изменений в приказ Министерства образования и науки Украины № 944 с 05.08.2016 года по предоставлению возможности создания, кроме филиалов опорных учебных заведений, классов-комплектов в малочисленных школах І ступени горных районов.

Рекомендовать Ивано-Франковской, Закарпатской, Львовской, Черновицкой областным государственным администрациям и органам местного самоуправления: проанализировать состояние выполнения целевых региональных программ развития образования. В случае необходимости разработать региональные стратегии и программы развития горных районов на основе имеющегося ресурсного потенциала и существующих потребностей в предоставлении образовательных услуг конкретных горных территорий; обеспечить получение учениками общеобразовательных учебных заведений, расположенных в горной местности, качественных образовательных услуг, организуя учебу детей начальных классов максимально приближенно к месту проживания; наладить опеку над горными школами со стороны высших учебных заведений, заведений профессионально-технического образования, производственных организаций и структур, заинтересованных в подготовке выпускников как будущих специалистов соответствующей отрасли; изучить вопрос о целесообразности создания на уровне областей, в которых функционируют горные школы, специального образовательного телевизионного канала, который совместно с интернет-сетью позволял бы эффективно обмениваться информацией и опытом использования современных технологий, в том числе и дистанционного обучения, в горных школах, а также будет вести разные познавательные программы, телепередачи и т. п.; учесть особенности горной местности в формировании сети общеобразовательных учебных заведений І-ІІІ ступеней, максимально сохранить такие заведения для получения полного общего среднего образования, при этом предусмотреть индивидуальные формы обучения для полноценной реализации профильного обучения, включая очно-заочные, информальные, дуальные, (дистанционные, экстернатные) формы. В условиях развития процессов децентрализации, усиления ответственности местных властей за развитие образования, практиковать создание общественных объединений, ассоциаций, которые объединяют представителей власти, учителей, работающих в заведениях горной местности; обеспечить реализацию соответствующих государственных программ, проектов, предоставляя приоритет горной школе в оснащении компьютерной техникой, укреплении ее материально-технической базы и стопроцентному подключению к Интернету; обеспечивать условия для постепенного восстановления деятельности ранее закрытых заведений образовательно-культурного назначения и открытия новых в горных сельских населенных пунктах, обеспечить соответствующее финансирование их органами местной власти; в процессе школьного обучения обеспечить развитие практических умений, навыков, компетентностей учеников, необходимых для привлечения к продуктивному труду и овладению определенной профессией путем открытия специальных групп, классов профессиональных курсов, факультативов на базе опорных школ, которые финансируются в полном объеме; максимально сохранить и способствовать развитию сети вечерне-сменных школ заочной формы обучения и содействовать функционированию учебно-консультативных пунктов; в отдаленных населенных пунктах, которые входят в одну объединенную территориальную громаду, кроме опорной школы, сохранить общеобразовательные учебные заведения І-ІІІ ступеней с другими профилями обучения; во время подготовки и принятия решений о бюджете области предусматривать ассигнования на закупку для горных школ автотранспортных средств (школьных автобусов) повышенной проходимости.

Комитет по вопросам науки и образования предлагает Национальной академии педагогических наук Украины обобщить опыт научно-исследовательской лаборатории Национальной академии педагогических наук Украины «Гуцульская этнопедагогика и гуцульщиноведение» с целью дальнейшего распространения опыта, использования регионального энтографического компонента как важного средства национально-патриотического воспитания детей и молодежи; для успешной реализации учебных программ в общеобразовательных школах горной местности разработать научно-методическое сопровождение индивидуальных форм обучения в классах с малой численностью учеников; разработать методики и технологии организации учебы в соединенных классах (классах-комплектах) начальной школы.

Надеемся, что в ближайшее время по результатам выездного заседания комитет примет окончательное решение, а органы государственной исполнительной власти начнут работу над его воплощением в реальную жизнь.

 

Евгений КРАСНЯКОВ,
народный депутат ІІ-ІІІ созывов,
главный консультант секретариата Комитета по вопросам науки и образования,
кандидат наук по государственному управлению, доцент,
заслуженный работник образования Украины.