Народный депутат Виталий Сташук провел в своем 212-м избирательном округе ряд встреч с жителями Дарницкого района Киева и отчитался о состоянии реализации крупнейшего экологического проекта в Украине — реконструкции столичной Бортнической станции аэрации (БСА). После того, как народный депутат рассказал дарничанам о реализации соглашения с правительством Японии по финансированию реконструкции станции и о парламентском контроле за этим проектом, он ответил на вопросы нашего корреспондента.

Бортническая станция аэрации.

Народный депутат Виталий Сташук (справа) в грабельном отделении БСА вместе с начальником станции Владимиром Бражником. Май, 2017 год.

— Виталий Филимонович, почему столько внимания отводится проекту реконструкции Бортнической станции аэрации? В чем его важность?
— Проект реконструкции станции аэрации — это масштабный совместный проект Украины и Японии, реализация которого, по сути, обезопасит нас от угрозы экологической катастрофы. Ибо, как коренной дарничанин, я очень хорошо знаю о тех проблемах, с которыми мы уже много лет вынуждены жить. В частности, это неприятные запахи и довольно сложная экологическая ситуация в районе, вызванная территориальной близостью этого объекта к городу и в целом его неудовлетворительным состоянием. Но Бортническая станция аэрации — это единственный в столице и области комплекс очищения стоков, поэтому его реконструкция имеет для нас чрезвычайно большое значение.
— В каком режиме станция работает нынче и в чем заключается необходимость ее реконструкции?
— Поскольку станция строилась еще в прошлом веке, ведь первый и старейший ее блок был введен в эксплуатацию еще в 1965 году, то средняя изношенность очистных сооружений составляет 80 процентов. Поэтому сегодня первый блок фактически выведен из эксплуатации. А в целом за все время работы станции там фактически никаких ремонтных работ, кроме экстренных для устранения локальных аварий, не проводилось. Я несколько раз был на этом объекте и собственными глазами видел его состояние. Но учитывая, что нынче объем стоков станции уменьшился до миллиона кубометров в сутки при проектной мощности 1,8 миллиона, это пока позволяет ей стабильно выполнять функцию по очистке на ІІ и ІІІ блоках. Конечно, ресурс станции не вечный, поэтому реконструкция — это весьма своевременное мероприятие.
— Почему к проекту реконструкции были привлечены именно японские партнеры?
— Вопрос модернизации станции поднимался еще с 2012 года. Подробно изучался мировой опыт, а также искались возможные более выгодные источники финансирования проекта реконструкции. Условия кредитования, предложенные Японским агентством международного сотрудничества (JІCA), оказались наиболее рациональными, а опыт японских компаний по эксплуатации в Японии и Европе технологий утилизации осадка сточных вод путем сжигания — экологически безопасным.
— Кто будет финансировать этот проект?
— Прежде всего источником финансирования являются кредитные средства японского правительства. В 2015 году Верховная Рада ратифицировала кредитный договор с японским правительством и Япония выделила 108 миллиардов иен в рамках Официальной помощи развития. Распорядителями этих средств являются Киевская городская госадминистрация и Минрегионстрой. Кстати, условия кредита более чем лояльны: один миллиард гривен под 0,1 процента годовых, а срок кредитования — 40 лет с отсрочкой первого платежа на 10 лет. Также проект финансируется из госбюджета для выполнения подготовительных работ украинской стороной — на это в 2014—2017 годах предусмотрено 153 миллиона гривен.
— Какие задачи стоят перед украинской стороной?
— Здесь есть два важных момента. Во-первых, украинская сторона занималась разработкой проектной документации и завершает выполнение подготовительных работ по так называемому 5-му пусковому комплексу. Эти работы состоят в подготовке площадки для выполнения в дальнейшем японскими специалистами строительных работ по пусковым комплексам с 1-го по 
4-й. Во-вторых, мы должны были на законодательном уровне обеспечить эффективную реализацию проекта по модернизации БСА, а это уже непосредственно моя ответственность как народного депутата. Поэтому в 2015 году парламент принял изменения в Налоговый и Таможенный кодексы, которые предусматривают освобождение от обложения таможенными платежами техники, оборудования и оснащения, необходимых для реализации проекта, и освобождение от налогов и сборов японских субъектов по реализации проекта модернизации Бортнической станции аэрации. Эти изменения приняты специально под проект реконструкции, что было обязанностью украинской стороны в рамках международного соглашения, ратифицированного Верховной Радой в сентябре 2015 года. Начиная с этого времени парламентский контроль за проектом осуществлялся почти на всех стадиях его реализации. В частности, это касалось своевременного выполнения Украиной своих обязательств, и во время часа вопросов к правительству я неоднократно поднимал этот вопрос. В 2015-м вообще существовала угроза срыва проекта из-за отсутствия процедурных решений с украинской стороны. Тогда правительство Арсения Яценюка решило выделить на подготовительные работы 80 миллионов гривен и таким образом обеспечило финансовый старт реконструкции БСА. В 2016-м я предложил вице-премьеру Геннадию Зубко изменить график государственного финансирования, чтобы мы, опять же своевременно, осуществили все необходимые подготовительные работы. На данный момент можно говорить о нашей полной готовности к продолжению реализации проекта.
— Как заместитель сопредседателя межпарламентской группы связей с Японией вы посещали эту страну. Какие результаты этих встреч?
— Да, у нас была встреча с вице-президентом Японского агентства международного сотрудничества JІCA господином Ишикава относительно реализации проекта по реконструкции БСА. Я убедился, что правительство Японии полностью поддерживает Украину и готово оказывать всестороннюю помощь в вопросах инфраструктурных реформ. Мне было очень приятно, что есть глубокое взаимопонимание и готовность помогать Украине в это сложное для нас время. Эти встречи убедили, что японцы открыты к работе в любых сферах. Они готовы предоставлять техническую помощь и делиться опытом.
— Что относится к сфере ответственности японских партнеров в рамках проекта реконструкции?
— Это, во-первых, разработка рабочей документации и подготовка тендерной документации для закупки работ генподряда, выполнение работ по 1—4-му и частично 8—9-му пусковым комплексам. В 2017 году планируется завершить подготовку рабочей документации по реконструкции БСА, а также начать проведение конкурсного отбора генерального подрядчика. Важно здесь то, что генподрядчиком будет именно японская компания. Вообще, японская сторона будет сопровождать этот конкурс, а также независимое наблюдение за строительством на станции. С учетом всех международных процедур основные строительные работы по реконструкции БСА начнутся в конце 2018 года.
— Когда планируется завершить реализацию этого проекта?
— Прежде всего хочу отметить, что этот проект уникальный и довольно масштабный. На сегодня уже осуществлено немало шагов и есть положительные результаты. Это хорошая новость. Плохая новость в том, что завершение работы запланировано на конец 2023 года, то есть реконструкция будет продолжаться еще шесть лет. И это исходя из того, что она осуществляется без остановки работы самой станции.
— Чего ожидать киевлянам после реконструкции станции аэрации в Бортничах?
— Ключевым результатом модернизации БСА прежде всего является ликвидация угрозы экологической катастрофы, внедрение самой современной технологии очищения стоков, их утилизации и, как результат, решение проблемы илистых полей и неприятных запахов — это то, что сегодня больше всего волнует киевлян и особенно дарничан. Также на станции будет введена новейшая системы дезодорации — очищение воздуха под куполами. Однозначно комплексная реконструкция БСА будет гарантировать жителям Киева качественную и эффективную очистку сточных вод согласно европейским и национальным стандартам, а также позволит прекратить перекачку отработанного ила на илистые поля и постепенно высвободить эти территории. Да и сама станция станет компактнее. Площадь основного производства БСА из нынешних 151 сократится до 120 гектаров, что даст возможность увеличить расстояние от БСА до жилой застройки Киева ориентировочно на один километр. Технологии, заложенные в проекте, внедряются в Японии лишь с 2011 года, и они являются самыми современными и энергоэффективными. В целом реализация проекта реконструкции БСА не только улучшит экологическую ситуацию в городе, но и избавит нас от угрозы экологической катастрофы. От себя гарантирую, что каждый этап этой реконструкции будет находиться под постоянным и бдительным депутатским контролем.

Разговаривал Сергей ИВАНИВ.
Фото предоставлено пресс-службой депутата.