Люди все глубже погружаются в виртуальный мир, уже давно говорят о симулякре и имитации. Эти явления формируют качественно другого человека. У него желание имитировать и симулировать творчество совмещается с желанием славы, успеха, который непременно придет, достаточно только разместить в сети что-то оригинальное, а еще лучше — неадекватное. А отношение к культурным ценностям, к классике у них, словно к прошлогоднему снегу — ни холодно и ни жарко... Обозначенные черты характерны и для современных чиновников из Министерства культуры.

Дружеский шарж на Александра Довженко и Даниила Демуцкого, которые начали снимать фильм «Земля». 1929 год.

Те, кто еще не перестал жить в мире реальном, занимаются земными делами — то есть двумя разновидностями: одни — выживанием, другие — наживой. Результаты действий последних особенно ярко видим на внешности Киева. Старожилы свой город не узнают — стандартные высотки наводнили столицу, каждая наименьшая свободная площадь идет под застройку теми высотками. Сопротивление, оказываемое киевлянами, мало помогает — в ход идет откровенное нарушение всех правовых норм и законов, не говоря уж о нормах морали, которая предполагает уважение к старине.
В этом самуме особенно не повезло украинскому кинематографу — не вписывается он в ареал памятников архитектуры, культуры, истории. Хотя, почему не вписывается? В этом году — ровно 90 лет, как стартовало строительство Киевской кинофабрики. На Шулявке, на месте пороховых погребов, буквально за полтора года возвели Украинский Голливуд — самую большую и лучше всего оснащенную в Европе кинофабрику. Фильмы, которые здесь сразу появились, — «Джальма», «Ветер с порогов», «Мирабо», «Кварталы пригорода» и апофеоз достижений — «Земля» — несут аромат своего времени. Другое дело, что не успели кинематографисты развернуться на родной кинофабрике на полную силу, как с севера повеяло лютым холодом, который уничтожал Украину с ее культурой, наукой, литературой. Кинофабрику русифицировали, пошла «плясать губерния» с трактористами, свинарками и пастухами, то есть с фантомами сталинской пропаганды «счастливой и богатой» жизни.
Немало прошло времени, пока украинское кино возродилось и заявило о себе в мире шедеврами высокого класса: «Тенями забытых предков», «Каменным крестом», «Белой птицей с черной отметиной». А потом снова — теперь уже брежневский застой после оттепели, очередное уничтожение достижений кино.
Наконец Украина независимая, казалось бы — вот она, свобода творчества! Но из чиновничьих кабинетов прозвучало: «А зачем нам свое кино, если есть американское...»
Первой жертвой пал кинотеатр им. А. Довженко — добротное здание снесли за одну ночь. Конкурентов на кинорынке это не могло не радовать. Сегодня на очереди на уничтожение — студии: Укркинохроника, на территорию которой надвигаются высотки, а строительная мафия не сидит сложа руки. Киевская киностудия им. Довженко не первый год вызывает аппетиты — столько земли около станции метро! А здесь киностудия, да еще с садом Довженко, которая выпускает мало фильмов и не дает прибылей. Действительно мало, потому что Госкино, вместо того, чтобы поддержать ее, скорее заинтересовано в развитии частного кинобизнеса, ведь довженковцы, еще оставшиеся на студии, не дают откатов.
Интересная закономерность: когда народный депутат-регионал, один из упомянутой строительной мафии, уже начинал действовать, пытаясь захватить территорию киностудии им. А. Довженко, взорвалась оранжевая революция. Когда власть регионалов также уже приготовила проект застройки этой территории, взорвалась Революция Достоинства. Теперь снова ситуация для студии угрожающая: ее вместе со многими другими предприятиями, по велению МВФ, собираются выставить на продажу. Что дальше?

Лариса БРЮХОВЕЦКАЯ.