Действия РФ в Керченском проливе — сугубо милитарно-политического характера. Ограничение судоходства, контроль этой акватории со стороны России наносят колоссальный ущерб украинскому Приазовью и повышают риск реализации агрессором сценария прокладывания сухопутного коридора по территории нашего государства в оккупированный Крым. Такие заключения содержатся во вчерашнем заявлении Центра исследований армии, конверсии и разоружения, сделанном по результатам заседания Экспертного совета при ЦИАКР.


«Голос Украины» публикует текст этого заявления: «Украинское государство должно осознать значение исключительной морской экономической зоны как важного элемента своего суверенитета. Этот вопрос приобретает особое значение в связи с новой угрозой для национальной безопасности Украины, которую представляет собой строительство Россией мостового перехода в оккупированный ею Крым.

 

Еще совсем недавно звучали заявления политического руководства РФ, а также представителей компаний, задействованных на строительстве Керченского моста, что этот объект никак не повлияет на свободу мореходства в Черном и Азовском морях и, соответственно, на товарооборот в азовских портах Украины — Мариуполе и Бердянске. Реалии настоящего оказались диаметрально иными: Москва установила существенные ограничения по габаритам судов, которые будут следовать по Керченскому проливу после установки железнодорожной арки. Например, в связи со строительством арки высотой 35 метров над уровнем моря надводный габарит судна должен быть не более 33 метров. Это исключает прохождение по проливу судов типа «Panamax» — их надводный габарит — 37,5 метра. Подсчеты украинских экспертов свидетельствуют: из-за этих ограничений отечественные порты понесут огромные убытки. В случае Мариуполя это 25—30% всей портовой перевалки! Так, под риском срыва оказываются поставки около миллиона тон чугуна в год по контрактам с американскими заказчиками.


Кроме того, Россией внедрены односторонние перекрытия пролива в связи с работами по установке указанной арки. Это происходило 8 августа, продолжается в период с 28 по 31 августа. Стоит отметить, что одни сутки стоянки судна перед проливом в ожидании его открытия оцениваются в 20 тысяч долларов США. Учитывая суточный трафик через пролив на уровне 70—90 судов, несложно подсчитать убытки, которые прямо влияют на цену фрахта и экономическую привлекательность региона в целом.


Указанные действия носят исключительно милитарно-политическую окраску, формируют новое поле социально-экономических рисков стагнации украинского Приазовья, прежде всего, ключевого для украинской металлургии Мариуполя, повышают угрозы в контексте пробивания РФ сухопутного коридора в оккупированный Крым.


Особого внимания также заслуживает Очаков. Для России символизм всегда имел большое значение. С Очаковом связаны многие исторические события времен покорения Крыма Российской империей. Сейчас мы видим тональность российских СМИ по поводу строительства там новых объектов инфраструктуры ВМС Украины с помощью США.


Каким должен быть ответ Украины на новые угрозы? Среди первоочередных действий целесообразно: подробно проинформировать послов западных государств о ситуации с проливом — международное сообщество должно четко осознавать спектр возможных негативных последствий односторонних действий Москвы; рассмотреть этот вопрос на заседании СНБО с привлечением представителей причастных министерств и ведомств и выработать дорожную карту адекватных действий, обеспечить ее выполнение; активизировать работу в правовом поле, апеллируя к международным учреждениям по вопросам нарушения Россией Конвенции ООН по морскому праву 1982 года».