Для того чтобы утеплить все бюджетные учреждения страны, а их 80 тысяч, нужно 8,5 миллиарда долларов. Таких денег у государства нет. Тем временем эти здания, как правило, используют энергии в 2—3 раза больше, чем в Евросоюзе. Впрочем есть возможности улучшить эти показатели без расходования средств из государственной казны. Именно об этом говорили в Луцке на региональном семинаре.

На снимке: глава Госэнергоэффективности Сергей Савчук осматривает индивидуальный тепловой пункт в одном из ОСМД в городе Луцке.

— Чаще всего ключевой фигурой в деле экономии энергоресурсов в бюджетных учреждениях становятся работники, которых когда-то называли заведующими хозяйством — завхозами. Именно они отвечали за то, чтобы окна и двери закрывались плотно, чтобы зря не горел свет, чтобы мощность лампочки соответствовала нормам, чтобы в столовых и котельных не тратился напрасно газ и электричество. Дело каждого руководителя найти такого добросовестного работника и заинтересовать его, а также всех членов коллектива, в уменьшении счетов в платежных ведомостях за энергоносители, — сказал, обращаясь к участникам семинара заместитель председателя облгосадминистрации Сергей Кошарук. Эта проблема ему  хорошо известна, ведь в свое время Сергей Дмитриевич занимал должность городского головы Ковеля и одной из его ежедневных забот были как раз вопросы экономного использования энергоресурсов.
— Раньше тепло и электроэнергию берегли только благодаря добросовестности и находчивости ответственных за это лиц. Никаких поощрений за это не предусматривалось. Сейчас же средства, сэкономленные в бюджетных учреждениях благодаря энергоменеджменту, можно направлять на премирование тех, кто работает над уменьшением использования энергоносителей, — акцентировал внимание присутствующих на семинаре глава Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Сергей Савчук. Как отметил чиновник, сегодня есть несколько направлений, по которым Госагентство и правительство работают над уменьшением потребления энергетических ресурсов. Во-первых, владельцам жилья нужно сократить расходы энергоносителей и, соответственно, меньше за них платить. Во-вторых, это должна сделать и бюджетная сфера: государственные учреждения, школы, больницы, детсады…
Принятое законодательство разрешает инвесторам утеплять эти заведения, ставить счетчики, обустраивать индивидуальные тепловые пункты (ИТП), а со временем возвращать инвестиции за счет снижения расходов на тепло. Поэтому в экономии заинтересован именно инвестор.
Важным элементом этого дела в бюджетных учреждениях также является энергоменеджмент. Он позволяет руководить энергопотоками без капитальных вложений и за счет эффективного управления уменьшать использование энергоносителей. Таким образом в Киеве в течение трех лет сэкономили 1,1 миллиарда гривен, во Львове за первые семь месяцев энергомониторинга — 18 миллионов, в Житомире — 4,4 миллиона за год.
— Луцк тоже среди лидеров по энергосберегающим мерам, он является одним из образцов в этой крайне нужной работе. К примеру, по количеству ОСМД, утепливших свои дома, Луцк — на первом месте в стране. Что касается бюджетных учреждений города, также в числе первых, — отметил руководитель Госагентства.
— В каждом бюджетном учреждении Луцка есть ответственное лицо, которое дважды в неделю снимает показатели со всех счетчиков и отправляет их на нашу общую информационную базу, — делится опытом начальник отдела по энергосбережению Луцкого городского совета Константин Патракеев. — В конце месяца анализируем, кто сколько израсходовал энергоресурсов. Уже сам факт постоянного контроля заставляет экономить тепло, газ, электроэнергию. Так нам удалось достичь экономии тепла на 25 процентов, а горячей воды — на 30.
Госагентство разработало рекомендации для стимулирования тех лиц, которые в бюджетных учреждениях будут заниматься энергоменеджментом.
— Если энергоменеджер, например, в школе, не будет следить за тем, чтобы окна своевременно закрывали, чтобы ИТП качественно регулировался, чтобы в выходные никто не включал в помещении отопление, то даже утепление здания будет иметь очень низкий коэффициент полезного действия. Если же энергоменеджер в бюджетном учреждении знает, что благодаря его качественной работе город сэкономит 20 миллионов, школа — 1—1,5 миллиона, и он за свою работу получит премию, он будет заинтересован следить за энергосбережением. В странах Европы уже предусмотрена бонусная система за снижение использования энергоресурсов, — проинформировал присутствующих Сергей Савчук.
Участникам семинара интересно было узнать, что в бюджетном кодексе ввели долгосрочные бюджетные обязательства сроком до 15 лет. Речь идет о гарантиях перед компанией, которая сможет возвращать свои инвестиции за введенный в действие энергосервисный договор. Сэкономленные средства в первую очеред должны распределяться как реинвестиции в систему улучшения энергоменеджмента, повышение энергоэффективности.
На семинаре говорили также об использовании возобновляемых источников топлива. В частности, на Волыни уже две тысячи гектаров земель используют для выращивания энергетических культур, так что область может подавать пример другим регионам страны, прежде всего, соседним Ривненской и Житомирской областям.
Свои мнения по поводу введения энергоменеджмента на семинаре выразил и глава Волынской облгосадминистрации Владимир Гунчик. Как считает он, проблема требует постоянного внимания властей, поскольку может существенно повлиять на более рациональное использование бюджетных средств.

Максим СОЛОНЕНКО.
Фото автора.

Волынская область.