Укр | Рус
Учительница избивала детей по национальному признаку Будьте осторожны: продается... отравленная рыба ООН задокументировала пытки и аресты крымских татар оккупантом Россией Права человека: прокуратура АРК заявила суду в Гааге о массовых нарушениях в Крыму В зоне конфликта на востоке Украины за период с 16 августа по 15 ноября нынешнего года погибли 15 гражданских, ещё 72 человека были ранены - ООН Укрепляем военно-морское сотрудничество с Турцией Долги по заработной плате продолжают расти В Донецкой области, несмотря на вчерашние обстрелы, работы на строительстве газопровода Очеретяное-Авдеевка продолжаются - председатель Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский Китайская Народная Республика готова оказывать всестороннюю поддержку Всемирной торговой организации в процессе глобализации и интеграции менее развитых стран в мировую экономическую сеть В палаточном городке возле здания Верховной Рады находится около двухсот активистов, ситуация спокойная Из <<злостных алиментщиков>> в Киеве <<вытрясли>> почти 6 миллионов Apple хочет купить сервис по распознаванию музыки Shazam В Украине остаются без энергоснабжения 29 населенных пунктов в трех областях, обесточенные в ночь на понедельник из-за непогоды В крымском селе Урожайное силовики провели обыск в доме у председателя местного меджлиса Ибраима Османова и забрали его сына Крым - это Украина: в парламенте Канады чевствовали столетие Курултая
Загрузка...
загрузка...
Голосование
Какую часть семейного бюджета вы тратите на оплату жилищно-коммунальных услуг в отопительный период?

Голосовать

С каким настроением вы ожидаете завершения 2017 года?

Голосовать
На главную
08.12.2017

В поисках новых смыслов человеческого бытия

В сложных процессах современного глобализованного мира, в поисках собственного места на геополитической карте Европы и в современных моделях социоцивилизационного развития Украина сегодня, иногда имея «дорожную карту» конкретных задач, а иногда наугад, активно ищет собственные формы политико-правового и государственно-созидательного прогресса, создает новые смыслы человеческого бытия. Отечественное научное мнение, философские и гуманитарные знания, анализируя процессы экспансии западной цивилизации на постсоветское пространство, констатирует сосуществование нескольких траекторий эволюции украинского общества, среди которых доминирует, но не всегда преобладает, западный вектор развития.

Именно этой проблематике посвящен цикл работ «Цивилизационный выбор Украины и социальный прогресс» известных украинских ученых: М. Поповича — академика НАН Украины, доктора философских наук, профессора, директора Института философии НАН Украины имени Г.С. Сковороды; С. Пролеева — доктора философских наук, профессора, ведущего научного сотрудника Института философии НАН Украины имени Г.С. Сковороды; Т. Гардашук — доктора философских наук, профессора, ведущего научного сотрудника Института философии НАН Украины имени Г.С. Сковороды; Л. Губернского — академика НАН Украины, доктора философских наук, профессора, ректора Киевского национального университета имени Тараса Шевченко; В. Ильина — доктора философских наук, профессора Киевского национального университета имени Тараса Шевченко; В. Бакирова — академика НАН Украины, доктора социологических наук, профессора, ректора Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина; В. Андрущенко — чл.-корр. НАН Украины, доктора философских наук, профессора, ректора Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова; О. Рафальского — чл.-корр. НАН Украины, доктора исторических наук, профессора, директора Института политических и этнонациональных исследований имени И.Ф. Кураса НАН Украины.


Академик М. Попович анализирует сложные явления прогресса и цивилизационного типа общества, совершающего свой либо революционный, либо эволюционный путь развития. По мнению ученого, развитие цивилизации не имеет направленного характера, а в эволюционном процессе возможны и провалы, когда на фоне потери обществом моральных ценностей и нивелирования общечеловеческих приоритетов возможен рост экономических показателей и решение сложных научно-технических проблем, что показала противоречивая практика цивилизационного эксперимента в бывшем СССР. Автор проводит глубокий анализ тоталитарного общества и террористической государственности коммунистического типа, созданного на идее интернациональной классовой солидарности трудящихся, и инкорпорации элементов такого государственного механизма и в немецкий нацизм, и в итальянский фашизм, построенных на крайнем национализме и избранности «национальных вождей». Блестящие размышления ученого о социальной норме и патологии, смысле элитаристских моделей развития общества, обреченности тоталитарных экспериментов.


Глубинные проблемы современной глобализованной цивилизации освещены в работах С. Пролеева. Исследователь обращает внимание на глобальность современного общества, которая выражается в распространении определенного социального порядка по всей планете, когда образец поведения, жизни, приоритетов, ценностей делает невозможным существование локальных социумов. Сегодняшний мир не является упроченной величиной ни структурно, ни по своему смыслу, уже упоминавшийся поиск новых смыслов бытия иногда выступает более действенным движителем развития, нежели материальные факторы, которые, в конце концов, и показали оба украинских Майдана. В этом контексте автор обращает внимание на сохранение зыбкой неопределенности политической действительности украинского социума: с одной стороны, политическая власть не имеет стабильно обеспеченного положения, которое существовало в Украине еще до недавних пор, а с другой — общество вообще не готово к активным и целенаправленным действиям для преобразований социально-политической системы. Таким образом, наше движение в Европу должно основываться на четком понимании природы нашего «европейского выбора» и создании своеобразного «общественного соглашения» относительно содержания, форм и средств отечественной составляющей в разнообразии европейских идентичностей.


Одна из моделей участия в «общей идее мира» — экологическая парадигма цивилизационных трансформаций, на которую обращает внимание Т. Гардашук. Особую актуальность в ее исследованиях приобретает проблема сбалансированной глобализации как экологической парадигмы для ХХІ века. Ученая акцентирует внимание на объективной необходимости мировой общественности выработать такую модель глобализационного прогресса, которая бы обеспечивала постоянство развития человечества. В контексте этого процесса инновационную составляющую имеют экологическая и феминистическая экономики, справедливость, как моральная санкция на воплощение конкретных общественных, экономических, политических, экологических, образовательных инноваций.


Именно образовательной составляющей в цивилизационном развитии Украины посвящена научная работа Л. Губернского. Образование как таковое и образовательная отрасль в целом являются частью общества, его своеобразным отражением, и для ее эффективного развития надо понимать, чего хочет или чего требует общество от образовательной системы. По мнению ученого, образование является одним из главных ресурсов социального развития, поэтому осмысление его как комплексного явления в системе познания мира, становления человеческой личности, средства адаптации к новым реалиям глобализации позволит найти те образовательные модели, которые помогут конкретному человеку и обществу в целом познать окружающий мир. Имплементация образовательных инноваций в образовательную систему является залогом конкурентоспособности государства, человека, конкретной технической или гуманитарной отрасли. В этой связи особый акцент автор делает на инновационности образования, выделяя особую роль современного университета как модератора образовательных изменений.


Интересный взгляд на роль университетского образования в современных трансформациях в своих работах представил В. Бакиров. Автор рассматривает три волны эволюции университетов сквозь призму их социокультурного назначения в современном мире и указывает на две фундаментальные социокультурные потребности, которые остаются среди фундаментальных университетских функций: во-первых, это потребность институционализированного воспитания креативности, а во-вторых, формирование идентичности молодежи и гражданина в целом. И хотя, как справедливо подчеркивает исследователь, университет сегодня теряет доминирующую роль в производстве знаний, он продолжает играть центральную роль в социальном и человеческом развитии.


Экономическому измерению жизни Европы посвящены исследования В. Ильина. Ученый указывает, что рациональное мышление стало базой экономической цивилизации и определило целесообразность развития социальных, культурных, образовательных и других уникальностей современной Европы. Почва рациональности стала основой таких ментально-ценностных черт западного человека, как практицизм, деловитость, способность и желание конкурентной борьбы, индивидуализм, склонность к ответственности и самодисциплине, желание заработать больше. Деньги уже давно стали атрибутом мышления, родив «монетарное мировоззрение» как одну из новых основ западной цивилизации. В отличие от европейского, духовный фундамент украинского общества формировался в условиях длительного отсутствия соб-ственной государственности, хронической нестабильности, неурегулированности прав частной собственности, незащищенности человека перед государством, семидесятилетней монополии коммунистических иллюзий и пр. Поэтому, по мнению ученого, кредо современной экономической эпохи — реальный мир, реальный человек, реальные деньги — так сложно воспринимается многими людьми разного возраста и болезненно имплементируется в украинское общество, а философия богатства только начинает проторять свой путь в отечественном социуме.


Анализу цивилизационной перспективы Украины в исторической ретроспекции и в современных реалиях глобального мира посвящен научный вклад В. Андрущенко. Вопрос вхождения в современное европейское пространство во многом зависит от выбора той модели своего бытия, которую мы реализуем на отечественных территориях, поэтому ученый впервые в украинской гуманитаристике анализирует три альтернативы нашего «европейского пути»: модель «возвращение к прошлому», модель «углубление и ускорение рыночно-демократических преобразований» и модель «открытого общества». Характеризуя положительные и отрицательные характеристики каждой из них, автор презентует глубокий анализ украинской цивилизации и предлагает собственное видение модели возвращения к цивилизации европейской через построение «организованного общества», что создаст условия для толерантного расставания с прошлым, будет формировать среду вхождения в современность и пропагандировать перспективу создания будущего. Основой этого процесса, по мнению ученого, должна стать стратегия стабильного человеческого развития, где понятие «стабильность» означает не исчезание таких показателей, как: общая характеристика экономической ситуации, занятость населения и социальная защита, образование, наука, культура, а их изменяемость и необходимость усовершенствования. В этом контексте крайне актуальны размышления ученого об интеллектуальных ресурсах цивилизационного прогресса Украины. Блестящие интеллектуальные исследования, в которых концентрировано представлены содержание и значение интеллекта в современных науке, обществе, образовании, концептуализирована его фундаментальная роль в продуцировании «реальности иллюзий будущего» должны вызвать интерес не только ученых, но и широкого круга читателей.


Методологические принципы и подходы познания культуры и общества в проблематике заявленного цикла исследует О. Рафальский. В своих работах ученый детально анализирует причины сложного решения украинским социумом срочных вопросов своей евроинтеграционной и евроцивилизационной бытности, очерчивает содержательные и формотворческие аспекты феномена культуры в цивилизационном измерении, актуализирует потребность дальнейших разведок культурологического содержания цивилизации, указывает на синергию культуры и цивилизации в украинском измерении.


В общественных науках написаны сотни тысяч работ о переходе от капитализма к социализму, что нашло свое завершение в марксизме-ленинизме. В предложенном цикле работ находим наброски к прохождению общества обратным путем. Поэтому, по нашему мнению, академическое, общегуманитарное видение нового цивилизационного проекта будет полезным, чтобы сформировать стратегию продуктивного прогресса Украины и утверждения ее места в пространстве и времени современной Европы.

 


Богдан АНДРУСИШИН, декан факультета политологии и права НПУ имени М. П. Драгоманова, заслуженный деятель науки и техники Украины, академик Украинской академии исторических наук, Украинской академии политических наук 
и АН ВШ Украины, доктор исторических наук, профессор.

Все статьи рубрики На главную