Географически область выгодно расположена: две границы — польская и белорусская, через пункт пропуска «Ягодин», что на шоссе М-07 Киев — Варшава, проходит почти 46 процентов всего транзита в Европу и из Европы. Волынь имеет уникальную сеть железных дорог. В частности к городу Ковель проложено 66 километров узкой европейской колеи, а из него к польским городам Хелм и Катовице — отечественная широкая. Расстояние до Катовице, между прочим, — 400 километров. Есть также прямое железнодорожное сообщение с Брестом. Наша задача — лучше использовать эти магистрали.

Одним из самых молодых и современных предприятий Луцка является СП ООО «Модерн-Экспо», специализирующееся на выпуске торгового оборудования.

Фото пресс-службы СП «Модерн-Экспо».

Волынь в отличие от многих западных областей богата полезными ископаемыми: газом, торфом, углем, медью, песком, глиной, янтарем... Наверное, одна из таких важных особенностей области — то, что она за последние годы имеет положительную динамику развития. И кто бы нас там ни критиковал, кто бы что ни говорил, но в 2014-м, когда я заступал на должность, мы имели 700 миллионов гривен доходов в местные бюджеты, ныне — три миллиарда. А поскольку растет бюджет, значит, развивается экономика, улучшается благосостояние. Конечно, если бы не война, все было бы немного иначе, еще лучше, но положительная динамика есть.
Назову еще одну довольно интересную цифру: миллиард гривен на депозитах у органов местного самоуправления. Уже второй год подряд наши органы местного самоуправления не имеют кредиторской задолженности по госказначейству и банкам в части их финансирования. Это говорит о том, что есть довольно значительный финансовый ресурс.
В области очень мощный агропромышленный комплекс. Он дает 36 процентов ее валового продукта. Это сельхозпроизводители и переработчики. Имеем мощную отрасль по переработке зерна, животноводческой продукции, наращиваем поголовье крупного рогатого скота. Особенно это касается хозяйств Ковельского, Ратновского, Гороховского, Луцкого, Иваничевского и ряда других районов. Уже четвертый год подряд область собирает свыше миллиона тонн зерновых. В 2017-м этот показатель составляет 1,2 миллиона тонн при средней урожайности почти 40 центнеров с гектара. В советские времена о таких результатах могли только мечтать.
Волынь имеет также очень мощный промышленный комплекс. Наши подшипниковый и автомобильный заводы, предприятия «Модерн-Экспо» (производство торгового оборудования) и «Кромберг энд Шуберт» (производство кабельных сетей для автомобильных заводов Германии), целый ряд предприятий в Нововолынске, Ковеле отмечает высокий уровень организации производства, современные технологии.
К промышленному сектору отнес бы и довольно успешно развивающееся строительство. Имеем развитые строительные компании. Это прежде всего ПАО «Луцксантехмонтаж № 536», которое является одним из мощнейших в Украине. И вообще в вопросах гражданского строительства Волынь за последние три года ниже пятого места не опускалась. Это хорошо видно по тому, как меняется внешний вид Луцка, городов областного значения, райцентров. Уже нет тех серых однообразных зданий, видим совсем другие дизайнерские подходы, архитектурные решения.
Область почти на 35 процентов покрыта лесом. Он — очень важный фактор экономики. Десятки предприятий перерабатывают деловую древесину, она идет на экспорт. Все наши лесные предприятия прибыльные. Только за октябрь они заплатили 40 миллионов гривен налогов. На Полесье, где довольно бедная земля, лес дает нашему населению возможность зарабатывать на грибах, ягодах. Для нас лес — это один из источников благосостояния.
Имея позитив в том, что мы пограничная область, имеем и проблемы с огромной трудовой миграцией. Но вместе с тем баланс трудовых ресурсов в области положительный. Мы много делаем и будем делать, чтобы промышленный сектор, переработка развивались, приходили новые инвесторы. Сегодня такие проекты в области есть. Это строительство нового предприятия по производству мебели, это целый ряд проектов по переработке мясо-молочной продукции. Есть большая заинтересованность в части перехода бизнеса из Европы к нам. Все-таки у нас достаточный человеческий ресурс, плюс умеренная по сравнению с той же Германией или Францией заработная плата заставляют инвесторов внимательнее присматриваться к Волыни, изучать ситуацию и потихоньку начинать заходить к нам.
Не могу не упомянуть о гуманитарной сфере. Два университета позволяют готовить многопрофильных специалистов. Многие наши студенты сегодня проходят практику и стажировку в европейских вузах. В свою очередь большое количество молодых людей из стран восточной Европы, Азии, Африки сегодня учится в наших вузах. Это означает, что у нас есть огромный потенциал для развития своего трудового ресурса, подготовки специалистов.
В последние два года в краю активизировалась реализация реформ. Первая — это децентрализация, передача полномочий на местный уровень. Пенсионная, медицинская, образовательная реформы, ремонт и восстановление дорог, создание государственного дорожного фонда, таможенный эксперимент. Это действительно те реформы, которых ждали волыняне и все украинцы. Конечно, они непростые, конечно, есть трудности. Но никто в мире не осуществлял реформы так, чтобы было все гладко и безболезненно для экономики, для страны в целом.
Волынь может стать важным рекреационным центром. Еще в годы советской власти ей отводилось четвертое место после Крыма, Одессы, Карпат в организации массового отдыха и оздоровления граждан Украины. И ныне ежемесячно летом имеем до ста тысяч отдыхающих только на Свитязе. Создаются новые туристские маршруты. Учитывая все это, сделали три следующих шага. Во-первых, лоббируем и надеемся, что в следующем году заработает проект «Адамчуки—Збереже». Это новый пункт пропуска на украинско-польской границе непосредственно в районе Шацких озер. Он позволит привлечь польский капитал через туристские маршруты, через базы отдыха. Во-вторых, учитывая особенности этого региона, мы подали предложение в Кабинет Министров о создании на базе Шацких озер Шацкого природного национального парка курортной зоны. Это еще один намного более высокий этап развития региона с точки зрения туризма, отдыха, рекреации. И, в-третьих, это памятники архитектуры, это то историческое наследие, которое мы имеем (замок Любарта, целый ряд старинных храмов, дворцов).
Волынь в новейшей истории является еще родиной ОУН-УПА. И здесь очень важно, чтобы мы объединили те исторические моменты, которые происходили на нашей земле на протяжении последних веков, с новейшей историей. Хочу отметить, что у нас нет каких-то конфликтов между старшим поколением и молодым. Есть понимание тех шагов, которые делала Волынь в те прошлые времена. Для нас очень важно, чтобы мы продолжили серьезные работы, связанные с исследованием истории Волыни, как на ее территории, так и на территории исторической Волыни: на Холмщине, Ривненской, части Житомирской, Хмельницкой, Тернопольской областей, где есть огромное историческое наследие.
О дорогах. С 1 января вступает в силу закон, передающий полномочия в областные государственные администрации в части государственных дорог местного значения. Так что получим на обслуживание 4600 километров. Видим задачу по их ремонту и обслуживанию абсолютно реалистичной. В прошлом году 700 миллионов гривен освоили на дорогах, в 2017-м — 1,3 миллиарда, на 2018-й планируем 2,2—2,6 миллиарда.
Не хочу называть только голые цифры. Шоссе Луцк — Львов, которое десять лет из-за своего ужасного состояния считалось «мертвой» дорогой, после ремонта ожило, по нему пошло движение транспорта. В этом году заканчиваем ремонт дороги Луцк — Владимир-Волынский. Отремонтирована сотни километров местных дорог. На 2018-й предусмотрен ремонт магистралей Луцк — Ковель — Ратное, Луцк — Маневичи — Любешов, завершение дороги М-07 на «Ягодин». И основное направление дорожного строительства — это местные дороги. Убежден, что стратегию мы выбрали правильную: нужно сделать магистрали, скажем так — вены и артерии, а потом делать капилляры. В следующем году из этих 2,6 миллиарда на местные дороги пойдет полмиллиарда. Еще никогда в истории на местные дороги столько средств не выделялось. Конечно, это большая ответственность. Но мы видим, как наращивается потенциал местных структур. Многие коммунальные предприятия стараются взять на себя работу по ремонту и обслуживанию дорог. Это говорит о том, что дорожная реформа, которой в 2015-м положил начало Президент своим таможенным экспериментом, работает. Только за счет таможенных поступлений мы в этом году получим свыше 800 миллионов гривен.
Словом, основания для оптимизма есть. Как поется в песне Степана Кривенького — «Волинь моя сонячна». Такой ясной и теплой для души она должна быть даже в пасмурный день, ее трудолюбивые люди заслуживают этого.

Владимир ГУНЧИК,
председатель Волынской областной государственной администрации.