В Национальном художественном музее Украины с 1 по 14 декабря проходит выставка «Лица 70-х». Те работы в советское время были андеграундом и выставлялись по квартирам Киева. Это своеобразный римейк тех выставок, посвященный, в частности, 40-летию со времени проведения выставки «Рух» в 1977 году. Высокий статус нынешнего выставочного помещения — знак изменений в нашем обществе, которое осуждает тоталитарное прошлое и чтит тех, кто противостоял официальной идеологии. К этой дате издательство «Антиквар» презентует книгу «Праздник неповиновения и будни андеграунда», где участница тех выставок Елена Голуб рассказывает о художниках Николае Трегубе и Вудоне Баклицком, не доживших до признания.

Е. Голуб «Портрет В. Баклицкого» (2010).

Н. Трегуб «Портрет Зарубиной» (1970).

Произведения «семидесятников» передают экспрессию неповиновения канонам социалистического реализма. Параллельное, свободолюбивое и политически незаангажированное искусство в советские времена хоть и было непропорционально меньше официального, но имело большую значимость.
Ныне это хорошо осознают сотрудники музея во главе с новым директором Юлией Литвинец. Как ученый она была куратором выставки, которая открыла нашему зрителю картины конца 1930-х годов из так называемого Спецфонда. Их должны были уничтожить, а позже партийная цензура просто запретила для показа. Юлия Александровна хочет максимально соблюдать толерантность по отношению к разным художественным методам. «Сотрудники музея провели колоссальную работу по возвращению постоянной экспозиции музея, и в ней отображено не только запрещенное искусство, но также искусство соцреализма и произведения современных художников. В музее хранится много произведений, которые могут долго не экспонироваться. Но это не означает, что с ними не работают исследователи и они не известны. Время все расставляет на свои места, и непризнанные художники занимают достойное место в истории искусства. Поэтому очень хорошо, что их произведения есть в нашей коллекции. Иное дело — отсутствие необходимых экспозиционных площадей в музее, но это другая история», — рассказывает директор.
Проект нынешней выставки предложили кураторы Глеб Вышеславский и Елена Голуб, известные исследователи неофициального искусства, а сотрудники НХМУ Ольга Балашова и Оксана Баршинова сделали существенные замечания, которые помогли его успешной реализации.
Проект «Лица 70-х» акцентирует внимание зрителя на мировоззренческой установке оппозиционного искусства. Художники андеграунда прежде всего заботились о сохранении человеческой индивидуальности в условиях коллективистского нивелирования. Поэтому они уделяли особое внимание портретному жанру, обогатив его стилистически. Таковы портреты Николая Трегуба (1942—1984), художника с трагической судьбой, который рано ушел из жизни. Его друзья передают в коллекцию музея «Портрет дяди Федора», «Нарисовано для Валентина», «Портрет Зарубиной», «Задумчивая», «Юрасю в торжественный момент» и другие, — всего 13 живописных и графических работ.
Произведения неформалов проникнуты особой духовностью, насыщены эмоциональным и интеллектуальным напряжением. На выставке экспонируется картина Вудона Баклицкого (1942—1992) «Экономика», которую музей выставляет впервые за 25 лет. Художник написал ее в последний год жизни, когда много думал над проблемами цивилизации. В картине, которую можно считать программной, он будто полемизирует с основным постулатом марксизма о примат социально-экономического фактора. Художнику импонирует открытость к инакомыслию. И превыше всего он ценит красоту цветущих деревьев, под которыми люди всегда по-разному будут осмысливать бытие и природу.
Еще один представитель неформального искусства Александр Костецкий (1954—2010) — сын известного художника Владимира Костецкого, автора «Возвращения с фронта». Работы отца давно экспонируются в музее, а вот сына — впервые, ведь Александр больше известен в США, где он жил и успешно выставлялся. Костецкий-младший в своих картинах создал особый фантастический мир, который навевает медитативный покой и настраивает на размышления (работы предоставлены вдовой художника Ольгой Козловской).
Елена Голуб дарит музею известную по публикациям картину «Разрезанное яблоко» в стиле неопримитивизма, специально для выставки написанную авторскую копию работы 1979 года, которая была повреждена при пожаре. Кроме того, она оставляет для коллекции музея портреты Николая Трегуба и Вудона Баклицкого, с которыми принимала участие в выставке 40 лет назад. Об этом упомянуто в ее книге «Праздник неповиновения и будни андеграунда», которую презентует в зале экспозиции.
Виктор Хоменко также принимал участие с 70-х годов в неофициальных выставках вместе с Николаем Залевским, Николаем Кривенко, Александром Костецким и другими. Он часто экспериментировал с техниками и эпатажными сюжетами. Работа «НЛО над селом» — вышивка по рисунку, в стиле народного творчества.
Перечень участников неформального движения, конечно, значительно больше. На экране монитора в аванзале музея о художниках рассказывает слайд-шоу, а это сотни изображений!
Официальное искусство с его многочисленными запретами не могло соответствовать всем эстетическим и духовным нуждам тогдашнего общества. И потому такую большую роль воспроизведения сокровенного брало на себя неформальное, андеграундное искусство. Оно поднимало такие «несоветские» вопросы, как религия, духовность, национальное самосознание и экзистенциальность бытия. В своих лучших проявлениях оно созвучно мировому искусству, что свидетельствует об активной включенности Украины в общий мировой художественный процесс.

Петр ЯКОВЕНКО.