Война жизнь не остановит. Люди женятся, рождаются, умирают. Все идет, как говорится, своей чередой. Однако любое изменение в жизни человека требует юридического признания, легализации. Именно поэтому факты рождения физического лица и его происхождения, брака, расторжения брака, смены имени, смерти требуют государственной регистрации. Осуществляется она органами государственной регистрации актов гражданского состояния (ЗАГС) Украины: районные, районные в городах, городские (городов областного значения), горрайонные, межрайонные отделения главных территориальных управлений юстиции, исполнительные органы сельских, поселковых, городских (кроме городов областного значения) советов, а также дипломатические представительства и консульские учреждения Украины.
Однако в результате сепаратистских настроений, при поддержке вооруженной агрессии Российской Федерации сложилась ситуация, в которой определенная часть граждан Украины находится за пределами подконтрольной украинской власти территории. При этом власть не может признать легальными, имеющими юридическую силу, любые документы, выданные незаконными формированиями или органами Российской Федерации. В определенной степени ситуация осложняется еще и тем, что законодатель не успел урегулировать отдельные новые общественные отношения, сложившиеся в результате военного конфликта на востоке страны и аннексии Крыма, в частности не установил внесудебный порядок государственной регистрации актов гражданского состояния. А потому в случае, если событие рождения или смерти произошло на оккупированной территории Украины, необходимым условием его регистрации является прохождение судебной процедуры установления фактов, имеющих юридическое значение.
Итак, для получения украинских документов о рождении или смерти на временно оккупированной территории, необходимо обратиться с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в любой суд за пределами такой территории Украины независимо от местожительства заявителя. 
Подать заявление об установлении факта рождения/смерти могут:
* для установления факта рождения — родители, родственники, их представители или другие законные представители ребенка (усыновители, опекуны, попечители). В случае если в суд обращается представитель родителей или родственников ребенка, то ему необходимо предоставить суду доверенность. Также право обращения в суд имеют бабушка, дедушка, сестра, брат, мачеха, отчим.
* для установления факта смерти — родственники умершего или их представители.
Согласно ст. 317 новой редакции Гражданского процессуального кодекса Украины, вступившей в силу 15 декабря этого года, дела об установлении факта рождения или смерти лица на временно оккупированной территории Украины рассматриваются безотлагательно с момента поступления соответствующего заявления в суд. В решении об установлении факта рождения лица обязательно указываются установленные судом данные о дате и месте рождения лица, о его родителях. Решение по делам об установлении факта рождения или смерти лица на временно оккупированной территории Украины подлежит немедленному выполнению. Копия судебного решения выдается участникам дела немедленно после оглашения такого решения или незамедлительно направляется судом (в случае отсутствия заявителя при оглашении решения) в орган государственной регистрации актов гражданского состояния по месту принятия решения для государственной регистрации рождения или смерти лица.
Подавая заявление в суд, в нем надо указать: какой факт необходимо установить (рождение, смерть) и с какой целью; причины невозможности получения или восстановления документов, удостоверяющих этот факт; доказательства, подтверждающие факт. Также можно приложить отказ органа ЗАГСа в регистрации факта рождения или смерти, если до обращения в суд вы пытались зарегистрировать факт рождения или смерти на подконтрольной территории.
К заявлению об установлении юридического факта необходимо приложить все имеющиеся документальные подтверждения факта, в частности: документы, выданные на неподконтрольной территории Украины (суд рассматривает их как дополнительное письменное доказательство, которое может подтвердить произошедшее событие). Это могут быть, например, медицинские документы (справки об анализах, УЗИ, акты обследования беременной и т. п.), свидетельство о рождении/смерти, фотографии, видеосъемка (беременности, встречи отцом матери и ребенка после родов, похорон), справки, чеки и т. п. Если есть возможность, то в суд можно пригласить и свидетелей, которые могут подтвердить событие, факт которого устанавливается в суде.
Нелишне будет напомнить, что за подачу заявления в суд об установлении факта, имеющего юридическое значение, берут судебный сбор в сумме 0,2 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного на 1 января календарного года, в котором соответствующее заявление или жалоба подается в суд. То есть, до 31 декабря 2017 года это будет 320 грн (прожиточный минимум 1600 грн), а с 1 января 2018-го — 352,4 грн (прожиточный минимум 1762 грн).
В случае подачи заявления об установлении факта смерти лица, погибшего или безвестно пропавшего в районах проведения военных действий или антитеррористической операции, заявитель освобождается от уплаты судебного сбора.

Сергей ДЕМСКИЙ.

 

СПРАВКА

Оккупированной территорией Украины считаются: сухопутная территория Автономной Республики Крым и города Севастополя, внутренние воды Украины этих территорий, внутренние морские воды и территориальное море Украины вокруг Крымского полуострова, территория исключительной (морской) экономической зоны Украины вдоль побережья Крымского полуострова и прилегающего к побережью континентального шельфа Украины, на которые распространяется юрисдикция органов государственной власти Украины в соответствии с нормами международного права, Конституцией и законами Украины, а также воздушное пространство над этими территориями (ст. 3 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины»). Также временно оккупированными территориями признаются отдельные районы, города, поселки и села Донецкой и Луганской областей, в которых в соответствии с Законом Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вводится особый порядок местного самоуправления, до момента вывода всех незаконных вооруженных формирований, российских оккупационных войск, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины и восстановления полного контроля Украины за государственной границей Украины. (Постановление Верховной Рады Украины «О признании отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями» от 17 марта 2015 года № 254-VIII).