Пренебрежительное отношение к точным наукам передается по наследству. На генетическом уровне. По крайней мере в нашей семье. Опережая планы правительства, моя дочь еще в восьмом классе сама себе создала «профильную старшую школу». Учила нужное и игнорировала лишнее. Объявила себя гуманитарием и навсегда закрыла учебник по математике. После бабушкиных уговоров, под страхом испортить аттестат и «пролететь» с поступлением в вуз, согласилась открывать ненавистный томик хотя бы накануне самостоятельных и контрольных.
Когда-то я так же скучала на уроках математики и с ужасом ждала экзаменов... Чтобы что-то с удовольствием изучать, надо иметь мотивацию. Когда я сама у себя спрашивала, зачем будущему журналисту все те формулы сокращенного умножения, уравнения и неровности, тангенсы и котангенсы, функции и интегралы, в голову приходил только один-единственный ответ. «Ты, невежда, даже сдачи в магазине подсчитать не сможешь!» — повторял наш учитель химии, когда задавал кому-то из двоечников взбучку. Стыдно мне, грешной, но, имея два высших образования, без калькулятора подсчитать на кассе сдачу я не в состоянии.
Я вообще не терплю математических вычислений. Особенно когда приходится считать деньги. Так как их в нашей жизни, как правило, не хватает. Если бы мы хорошо учили математику, ни одна коммунальная контора не смогла бы нам дорисовать несуществующие долги, ни один продавец — навязать невыгодные покупки и ни один банк обмануть с выбором «лучшей депозитной программы». Ну это как минимум. Почему моему ребенку никто этого не объяснил?
Физик Ландау в шутку делил все науки на естественные, противоестественные, сверхъестественные и неестественные. К последним относил гуманитарные дисциплины. Шутки шутками, а в нашей космической стране достопочтенные «гуманитарии» умудрились совершенно забросить математическое образование. Часы для преподавания этой дисциплины в школе за последние 17 лет сократились чуть ли не вдвое.
«У плохих родителей всегда во всем виновата школа!» — упрекнет обиженный учитель. Признаю: своей преступной бездеятельностью я тоже способствовала уничтожению математического образования. В масштабах одной «ячейки общества». Ну не смогла привить дочери любовь к «волшебному миру чисел»! Не сумела объяснить, где она сможет применить все те формулы!
Не рассказала, что математика — это моделирование и прогнозирование в любой сфере. Что это основа программирования. Что математические методы используют все естественные науки: химия, физика, биология, астрономия, география. Что без нее невозможно представить медицину. Что даже банальный прогноз погоды — это тоже математические вычисления. Эта наука учит мыслить, развивает логику и вообще «ум в порядок приводит», как говорил кто-то из мудрых.
Если дети для математического образования уже потеряны, то еще есть шанс попрактиковаться на внуках. Лет через пять. Есть время подобрать нужные слова и аргументы. А найти их можно даже в пиццерии. Вот вам задачка о том, как наука влияет на наш кошелек: что выгоднее заказывать — одну пиццу диаметром 45 сантиметров или две по 30? Если вы знаете правильный ответ, гордитесь! Из такого «клиента» не выманишь лишней гривни! Ведь большинство покупателей (и я — не исключение) всегда выбирает две «Маргариты» вместо одной.

Анна ЛУКАНСКАЯ.