Вечернее заседание 16 января

Народные депутаты рассмотрели 482 из 673 правок, внесенных к законопроекту о реинтеграции Донбасса — об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях (№ 7163).

Много правок касалось определения четкой даты начала оккупации, признания временно оккупированными не только отдельных территорий Донецкой и Луганской областей, но и АР Крым, полномочий Генерального штаба, Ставки Главнокомандующего, таможенного контроля на пунктах пропуска, торговли с оккупированными территориями, возмещения ущерба гражданам от военной агрессии и т. п.

В частности, заместитель Председателя Верховной Рады Оксана Сыроид отметила, что в законопроекте говорится о том, что факт окончательного вывода и полного отсутствия всех Вооруженных Сил должен определяться министрами обороны и внутренних дел, которые должны подать представление Президенту Украины. И Президент должен на основании этого принять какое-то решение. «Дело в том, что это большая угроза, и в первую очередь для института Президента, потому что полностью выводит его из плоскости Конституции Украины, — отметила О. Сыроид. — Если есть факт агрессии и оккупации, то должны быть соответственно введены, приняты соответствующие решения, такие как введение военного положения и решение о применении Вооруженных Сил Украины. И соответственно по завершению военного положения в связи с прекращением режима военного положения должен и прекращаться, определяться факт прекращения оккупации.

В свою очередь, «свободовец» Юрий Левченко утверждал, что поскольку в законопроекте нет даты начала оккупации, то де-юре оккупация вообще не определена и так же не определяются конкретные обязанности оккупанта, не возлагаются на него конкретные обязанности по полному обеспечению социально-экономических нужд на оккупированных территориях. В ответ докладчик — секретарь Комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Иван Винник подчеркнул, что статья 7 законопроекта, подготовленного ко второму чтению, фактически дублирует содержание нескольких международных конвенций — Гаагской и Женевских — суть которых заключается в том, что на государство-оккупанта, то есть на Российскую Федерацию, возлагается ответственность за обеспечение защиты прав гражданского населения и создание необходимых условий для его жизнедеятельности.

Внефракционный Виталий Куприй предлагал

 предусмотреть запрет на осуществление любых референдумов или избирательной деятельности на временно оккупированных территориях.

Одна из правок Алексея Рябчина («Батьківщина») касалась въезда и перемещения товаров на временно оккупированной территории. В предложенной редакции от комитета порядок должен был определяться с учетом ситуации по безопасности начальником объединенного оперативного штаба ВСУ. Парламентарий предлагал, чтобы это определялось центральным органом исполнительной власти, что обеспечивает формирование и реализует государственную политику по вопросам временно оккупированных территорий.

Но ни одна из депутатских поправок не была проголосована в сессионном зале. Рассмотрение законопроекта № 7163 парламент продолжил на следующем пленарном заседании. «Важно более системно поработать, чтобы мы смогли выйти на качественное объединяющее конечное решение Верховной Рады Украины», — подчеркнул Председатель Верховной Рады Андрей Парубий.