В течение семи дней, с понедельника по воскресенье, украинские хозяйки варят макитры вареников с сыром, щедро приправляя их сливочным маслом и сливками, и угощают гостей — наступили «Масниці».

На снимке: родилась Колодка.
Древние традиции возрождают Виктория и Людмила Клишкины
из этноклуба «Коло» (Киевская ООШ № 11).

 

— Это украинский праздник в честь весеннего пробуждения природы, один из праславянских праздников, ведущий свое начало со времен Трипольской культуры. Его у нас еще называют «Колодій», «Колодка», «Сирна неділя», «Пущення», «Загальниця», — говорит этнолог, кандидат филологических наук, заведующая научно-исследовательским отделом инновационных технологий и популяризации культуры Украинского центра культурных исследований Валентина Телеуця. — Согласно древним традициям на «Масницю» варили вареники. На казацких землях это было главное ритуальное блюдо. Недаром казаки шутили, что на «Масницю» и турки вареники едят.
— Традиция выпекания блинов появилась у нас в советское время. При Советском Союзе на всей его территории проводились одинаковые праздники, чтобы традиции этносов, входивших в состав империи, отходили на периферию и их не вспоминали, — отмечает доктор филологических наук, заведующая кафедрой фольклористики Института филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Елена Ивановская.
Важно знать, почему Масленица и «Масляна» звучат почти одинаково. В России блины из гречневой муки жарили на растительном масле, которое там называется постным маслом, тогда как у украинцев масло — это продукт, изготовленный из коровьего молока. Да и «сир» в тех краях — это творог, поэтому «сиропустна неділя» там должна была бы называться «творожнопустна». Название обряда на другие земли принесли украинские священники, которые веками служили далеко за пределами родной страны.
В эти дни варениками угощает и казацкий поселок «Мамаева слобода», расположенный в живописном киевском урочище, из которого берет начало река Лыбедь. Фольклористы из слободы отмечают, что российская Масленица это вовсе не «Масниці» и «Колодій». Праздники отличаются не только обрядовыми блюдами, музыкальным оформлением, но и своей сутью и значением. В Московии, где в эти дни провожали зиму, пилили много водки, бражки с блинами, поминальной едой, потому что чучело зимы сжигали, она умирала. Одним из обязательных атрибутов праздника у наших соседей были бои «стенка на стенку», которые не обходились без крови.
— В Украине другое название праздника «Колодій», — продолжает разговор специалист по нематериальному культурному наследию Валентина Телеуця. — В древнем понимании «Колодій» — это маленький Солнце-Божич, который подрос и набрался силы, чтобы раскручивать Солнечный Круг, то есть стал «Коло-Дієм». Наши предки считали Колодку символом продолжения рода. Поэтому праздник сопровождался обрядами, связанными не только с проводами зимы и встречей солнца, но и призывающими к всеобщему примирению, согласию и всепрощению. Недаром у украинцев последний день недели называется Прощеное воскресенье, когда нужно забывать все обиды и всех прощать. Эта традиция сохранилась поныне.
А вот традиция Колодки, когда во время народных гуляний девушки и парни, которые не нашли себе пару, а также их родители, не поженившие своих детей, в качестве наказания волокли привязанный к ноге кусок дерева — колодку, была практически утрачена в советское время.
— «Масниці» в советское время пытались русифицировать, устраивая так называемые «Русские Масленицы», — говорит журналистка, владелица этнографической усадьбы на Черниговщине Вера Кулева. — В нашем селе во времена моего детства на этой неделе, как и велось в давние времена, варили вареники с разной начинкой — у кого что в доме было, потому что жили бедно. А о «Русской Масленице» (некоторые ретивые руководители городков устраивали еще и проводы «Русской зимы») я узнала в студенческие годы. Помню, по дороге из Чернигова в Киев в Козельце увидела огромные щиты с надписью «Проводы русской зимы», конечно, была просто шокирована. При чем к Черниговщине «русская зима», куда ее провожать?! Уже потом все поняла. А тогда удивлялась тупоумию местных властей.
Как рассказывает ведущий методист Волынского областного центра народного творчества Ирина Хмелевская, благодаря усилиям фольклористов и этнологов, молодежи, которая не чурается дедовских традиций и обычаев, праздник «Колодія» в их регионе год за годом возрождается и собирает все больше поклонников и участников. В следующее воскресенье, в последний день перед Пасхальным постом, Солнце-Божич зовет горожан и гостей Луцка в замок Любарта, где «Коло-Дій» с Великой Богиней Матерью Макошь (Мать Коша), которая определяла женскую судьбу, будут через песни, танцы, шутки и угощения создавать пары и вести их к браку, чтобы украинский род не оскудевал.
Прадедовские традиции с их глубоким смыслом заслуживают широкой популяризации и в других регионах. И сколько мы будем по инерции праздновать чужие праздники, забывая свои?

Светлана ЧЕРНАЯ.
Фото Валерии ЛЕВКИВСКОЙ.