Вот уже вторым изданием вышел в свет роман-молитва «Божа вивірка» известной украинской писательницы Татьяны Пышнюк. И снова, как и год назад, благословило это произведение в свет черновицкое издательство «Букрек». Поместив его вместе с другим романом автора «Кацапочка» под общей обложкой «Нерозгаданий поскриптум».

Помню, как на рубеже 70—80-х годов прошлого века огромный читательский резонанс вызвали роман «Роксолана» Павла Загребельного и документальное произведение «Соломея Крушельницкая» Валерии Врублевской. Ныне, во времена Интернета и социальных сетей (и что не менее важно — отсутствия цензуры) не стоит надеяться на такой читательский бум вокруг произведения, которое подает интересную интерпретацию почти неизвестной личности с украинскими корнями, затерявшейся в глубине веков. И все-таки появление на отечественной литературной карте «Божої вивірки» можно считать хорошим знаком. Как по тематическим признакам, так и по жанровым.
Личность Эдигны (ее еще маленькой называли Эмми) — главной героини романа — удивительно загадочная и вместе с тем довольно известная в немецкой Баварии. Постепенно возвращается она и к нам, украинцам. Ведь девушка была дочерью французской королевы Анны Киевской и внучкой князя Ярослава Мудрого. Хотя эта родственная связь ни одним историческим источником того далекого времени до сих пор не подтверждена. Как известно, у французского короля Генриха Первого (сидел на престоле в 1031—1060 годах) и его второй жены Анны было трое сыновей: Филипп, который после внезапной смерти отца стал королем, Роберт — умер в юности, и Гуго, прославившийся в крестовых походах. А вот о дочери Эдигне, что с латинского означает «достойная», нет упоминаний во французских исторических хрониках. Весть о ней оставил потомкам баварский придворный хроникер Иоганн Авентин. Описывая смерть короля Баварии Людвига (11 октября 1347 г.) на охоте близ горного Пуха, биограф прибавляет, что там похоронена Эдигна, которую местные жители очень чтят. Ведь при жизни она помогала им найти потерянные или украденные вещи.
Знакомство с Эдигной на страницах «Божої вивірки» происходит в палатах королевской резиденции Санлис, что около Парижа, когда 19-летняя королевна готовится к побегу. Красивая и умная девушка не согласилась стать женой «неотесанному, уродливому богачу», который хотел за большие деньги получить этот прелестный цветок, присвоить ее душу. «Как можно купить то, что не продается?» — удивляется Эдигна.
И как ее ни убеждали, особенно старший брат Филипп, что она своим браком должна послужить Франции и королевской семье, девушка избирает единственным хозяином своей жизни Всевышнего, чтобы помогать страждущим, больным, разуверившимся... «Я буду служить им всю свою жизнь, сколько отпустишь мне лет — буду лечить их раны, исцелять их души, прогонять болезни...» — обещает она Господу в своей искренней молитве.
Эдигна покидает королевские палаты для того, чтобы найти себя. А еще она хочет увидеть город своих предков, то есть Киев. «Не ведаю, дойду ли до святой земли, но знаю, что сюда больше никогда не вернусь».
С собой в неизведанный путь Эдигна взяла две вещи. Священное Писание, которое ее мама привезла из Киева и на котором Анна и Генрих присягали во время венчания. И серебряный колокольчик, подаренный ей матерью.
Но так распорядилась судьба, что на благословенные берега Днепра королевна не попала. Остановилась в живописной горной местности в Баварии, где всю дальнейшую жизнь провела в дупле вековой липы — своеобразной келье, ведя внутренний диалог с собственной совестью и Всевышним. Такой себе «Божою вивіркою», как удачно окрестили ее тамошние ребятишки. Но не отошла — не оградилась от земной жизни. Наоборот, до самой кончины — в феврале 1109 года, всячески помогала людям из всей округи: лечила от разных недугов, возвращала разуверившимся надежду, учила детей писать и читать, прививала им христианские ценности... За что, собственно, благодарные верующие нарекли ее Блаженной. Имя Эдигны уже несколько веков занесено в списки святых католической церкви. И в эти зимние дни отовсюду идут верующие на паломничество в Пух, чтобы поклониться «Божій вивірці», попросить у нее заступничества.
Автор подводит нас к мысли, что все лучшие черты у Эдигны — от княжны киевской. «То, что заложила в тебе мать, является основой, первоначалом того, на что ты способна. Сила и дух ее будут с тобой всегда...» — говорит ей ясновидящая и знахарка Луктория.
Но она и сама это осознает: «Думаю, что все началось с маминых рассказов об обрядах, травах, заговорах. Те рассказы во мне засели так глубоко... А еще с детства видела в воображении картинки, становившиеся потом реальностью. Я не знаю, откуда они появлялись. Мама говорила, что это ясновидение, которое дается лишь избранным. И еще говорила, что именно у избранных выбора нет» (подчеркивание мое. — В. К.).
Впечатляющими являются видения Эдигны о том, что происходит на Руси. Скажем, страшное преступление, которое совершили в Любече Святополк и Давыд, ослепив своего брата Василька — князя Теребовльского. Однако не только тогдашние. Но и хорошо нам знакомые — как трагедия, произошедшая на столичном Майдане четыре года назад, где коварно и подло была расстреляна Небесная Сотня современных украинских героев, которая «не захотела жить на коленях» и «сняла пелену с глаз покорных». И уже с Небес душа внучки Ярослава Мудрого видит, как ненасытные колорады и страшная саранча ползут с востока на землю ее предков. Это коварный страшный враг, так долго притворявшийся нашим братом, которым на самом деле никогда не был.
Свое новое произведение автор назвала романом-молитвой. И скорее всего не разошлась с правдой, если учесть доверчивую тональность «голоса» главной героини, ее почти интимное общение как с другими персонажами романа, так и с нами, читателями. Это своеобразная молитва за Украину, за успешное будущее всех в ней сущих.
Каждый раздел романа — словно притча, которую не следует забывать. Причем ее суть отчасти автор излагает уже в самом заголовке. «Отдать веру — это отдать душу» или «Потеря — не то, что выпускается из рук, а то, что выпадает из души». Или «Никто не знает, что лучше — жизнь с невидящими глазами или со слепым сердцем».
Искреннее, доходчивое слово Эдигны, несмотря на его далекий отголосок во времени, адресовано прежде всего нам: «Воли не надо просить ни у Бога, ни у людей. Кто попросил волю, тот потерял достоинство. А воля без достоинства не имеет ценности».
А как впечатляет последнее воображаемое обращение Души Эдигны к своим будущим потомкам: «Пусть будет последним этот урок для тебя, мой народ, от брата неродного — пока любишь и бережешь отчую Землю, до тех пор и она тебя будет колыхать в своих ладонях. А забудешь о Роде своем, Язык свой, Веру свою — всегда найдется на твою Душу двуглавый орел... Только Дома ты родной...»
О каждом народе бытуют разные мифы. Добрые и не очень. Наши враги и поработители как раз и плодили разную гадость и вранье об украинской истории и менталитете, всячески навязывали их не только нам, но и всему миру. В частности, о якобы нашей склонности к измене, к скупости. А еще о том, что на нашем языке невозможно молиться Всевышнему. Да и, собственно, языка такого, как украинский, никогда не было и нет. Какими только помоями из имперского ковша, особенно — российского, не пробовали загадить, унизить наш народ. И продолжают это делать.
Не имея на протяжении длительного времени собственной государственности, мы не могли надлежащим образом давать достойный ответ разным политическим негодяям и идеологическим фальсификаторам. Поскольку, говоря словами нашего национального Пророка, только «в своїй хаті своя правда і сила, і воля...». И ныне должны писать свою историю, выносить на мировые просторы те личности, которые всегда стояли на проукраинских позициях, служили своему народу, защищали его волю и правду, которые своими поступками, своим трудом возносили его доброе имя на международных горизонтах. Как и пропагандировать наших далеких и близких предков, своим образом подтверждавших героизм, миролюбие, набожность украинского народа. Что, собственно, и делает писательница Татьяна Пышнюк — автор «Божої вивірки».
...Когда на заре своей молодости Эдигна спешила на восток, на берега Днепра, откуда ведет начало ее род по материнской линии, то ясновидящая и знахарка Луктория ей предсказала: «Когда услышишь, как одновременно зазвонят колокола и закукарекает петух — должна остановиться. Там Место твое». На что девушка спросила: «А как же Киев?» — «Туда придешь через девятьсот сорок лет» — «Но ведь...» — усомнилась. — «Тебя узнают и примут. Духовность — бесконечна», — успокоила девушку Луктория.
Будто в воду смотрела. Главной героиней романа-молитвы «Божа вивірка» Эдигна почти через тысячелетие наконец попадает на родину своей матери Анны Киевской, где ее по-семейному приняли и полюбили.
И это интересное знакомство, будем надеяться, только начинается.

Владимир КРАСНОДЕМСКИЙ.