В столичном театре «Золотые ворота» в рамках проекта «OPEN_MIND_СТУДЕНТ» прошла премьера спектакля «Детектор лжи» по пьесе Василия Сигарева. Режиссер — Даяна Зима. Художественный руководитель постановки — Стас Жирков.

По словам самого Сигарева, он задумал пьесу, подсматривая за каким-то, очевидно, воображаемым семейством Бызовых. Они — обычные обыватели, которые живут в типичной квартире, среди типичных бытовых вещей. Они, по мнению автора, могли ввязаться в придуманную им историю.
Драма, комедия или лирическая мелодрама? Решайте сами. Парадоксально актуальная ситуация: пьяный муж спрятал от жены зарплату, а утром не смог те деньги найти. Жена хочет знать правду и приглашает в дом гипнотизера, визит которого принес много интриг и открыл несколько семейных тайн.
Итак, квартира Бызовых. Здесь живет простая семья, которую съедают серые будни, недовольство друг другом и, естественно, быт. Сценография точно цитирует локацию одной из обшарпанных среднестатистических квартир. Единственное, что действительно ужасает, это развешенное по комнате застиранное белье в отвратительных желтых пятнах.
Перед нами три неоднозначных персонажа: Борис, Надя и Николай Николаевич. Актеры показали своих героев во всем колорите и многогранности. Они будто оголяют на сцене повседневную реальность. Может, иногда гиперболизованную, но до боли правдивую.
Обложившись бутылками из-под водки, хилый Борис (Богдан Буйлук) сидит, взлохмаченный, перед телевизором и выслушивает очередные упреки и оскорбления жены. Он совершенно не в состоянии противостоять или возражать женщине, которая неприкрыто доминирует над ним. Борису все осточертело. Пьет, чтобы убежать от реалий и жизненных проблем.
Надя (Кристина Федорак) воплощает в себе образ женщины-хабалки. Даже красное обтягивающее платье не прибавляет ей шарма и женственности. В этой паре именно она мужчина! У актрисы довольно выразительная пластика и манера разговаривать. Она с матюгами гоняет по дому мужа, который в разы меньше ее по комплекции. Всячески старается его унизить. А на пике агрессии душит Бориса тем самым матрасом с подозрительно-желтыми пятнами.
Николай Николаевич (Владислав Онищенко) выступил в роли живого «детектора лжи». Немного неуверенный, обычный профессор в очках и со странным кейсом в руках. Благодаря его гипнозу супруги узнали не только о спрятанных деньгах, но и об измене, и о том, сколько у кого сексуальных партнеров. Также Надя узнает, что платье, в котором она сейчас и которое одевает на все праздники, на самом деле стоило 91 гривню, а не 450, как говорил ей муж. А то платье для Нади было чуть ли не единственным символом любви.
Борис — в предынфарктном состоянии, у Нади — паника. В отчаянии она решила соблазнить гостя, наезжая на него всем телом. Но на эту провокацию гипнотизер не поддался. Он, как оказалось, любит животных, а не людей.
Но театр не ставит точку на юмористической ноте. Финал спектакля переносит героев и зрителей в лирическую среду, где люди должны прощать друг другу слабости и грехи. Режиссер и автор призывают не размениваться на мелочи и ценить тех, кто рядом с тобой.
«Любите друг друга вечно. Ведь жизнь дается человеку только один раз, и будет ужасно обидно, если потратить ее на какую-то бесполезную ложь и жалкую ненависть. Любите друг друга, умоляю вас. И будьте счастливы. Всегда». Эти банально-поучительные слова принадлежат самому автору.

Ярослава ГОРЯЧЕВА.