Летом 2014-го, когда на Луганщине начались бои, кременской художник Борис Костянников (на снимке) первым провел благотворительный аукцион своих картин, чтобы собрать средства для бойцов ЗСУ, которые держали оборону Кременского района. Денег собрали немного — свыше 27 тысяч гривен, но главное здесь — сам поступок глубоко мотивированного художника, гражданина, для которого важно участие в событиях, происходящих на земле предков.

Между прочим, художников Костянниковых на Кременщине двое — Анатолий и Борис. Оба довольно известны, и хоть живут в разных странах, на Кременщине их любят одинаково.
Семья Бориса Костянникова по отцовской и материнской линиям — из земледельцев. Отец работал в районной «Сельхозтехнике», занимался ремонтом машин и целыми днями пропадал на работе. За это удостоен орденов Трудовой Славы и других наград. Мать вела хозяйство и воспитывала сыновей. Все трое ребят оказались творчески одаренными. Иван стал театральным актером, Анатолий и Борис — художниками. Анатолий — академик Российской академии искусств. Борис — член Национального союза художников Украины. Разница в возрасте с братьями у Бориса большая: с Иваном — двенадцать лет, с Анатолием — восемь. И это сыграло в судьбе младшего Костянникова определенную роль, потому что пример братьев помог ему избрать жизненный путь. Никогда Борис не сомневался в будущем. Сызмала знал, что будет художником. Как брат.
Двадцать лет назад, когда болезнь свалила обоих родителей, братья решили, что с ними останется младший. Поэтому теперь Борис живет на два двора — в Харькове, где у него мастерская, и в поселке Краснореченском на Кременщине, где у него 87-летняя мама. Раньше, до войне на Донбассе, старший брат Анатолий приезжал сюда по три-четыре раза в год. Мать с братом увидеть, воздухом родного края надышаться. Он хоть и живет в России, но считает себя украинцем и при случае всегда это подчеркивает.
Оба брата любят писать пейзажи. Но Анатолий больше портретист, причем считается одним из лучших в России. Он писал портреты известных людей прошлой эпохи — актера и режиссера Олега Табакова, поэта Сергея Михалкова, драматурга Виктора Розова и многих других.
— А я — художник разноплановый, — говорит о себе Борис. — Мне нравится писать ассоциативные вещи, люблю пейзажи. Люди, которые пишут портреты, больше сосредоточены на логике, поисках характера человека, его сущности. Брат говорит, что портрет — это целая дуэль. А пейзаж любят романтики, так что в определенной степени я, наверное, романтик. Когда пишу такую работу, — я радуюсь, я отдыхаю, я лечу. Смотрите, как светит солнце! Разве от этого не следует радоваться? Художнику остается увидеть эту красоту и зафиксировать ее своим глазом. Поэтому я преимущественно работаю в родных краях. Здесь мое вдохновение.
Помню, маленьким пас коров деда, и надо было очень рано вставать. Выходил в поле и видел, что все застелено туманом. Коровы стояли на солнце, и казалось, что они ему молятся. Недавно прочитал такие строки у львовского поэта Игоря Богдана: «Там корови моляться на сонці»... Живописцу очень близки поэты. Когда-то Николай Заболоцкий писал: «Любите живопись, поэты». Действительно, поэту надо выразить свою мысль в рамках стихотворения, а художнику — в некотором пространстве полотна.
Работы Бориса находятся в лучших художественных музеях Украины — в Киеве, во Львове, в разных коллекциях за границей. Эксперты отмечают, что основой мировоззренческих представлений Бориса является его ощущение своих корней, влюбленность в родные места. Это находит воплощение в его лирических пейзажах: «Тишина», «Летний вечер», «На реке Красной», «В родном краю». Другая образно-стилистическая задача решена в картинах ассоциативного направления — «Между небом и землей», «На дне пейзажа», «Чувство ветра».
Борис не смог назвать количество написанных картин, но пообещал по примеру старшего брата заняться этим, чтобы хоть приблизительно знать, какие работы и в какие годы им созданы. Нет у Бориса и автопортрета. Точнее, есть, но еще студенческий, написанный в Харьковской художественной академии. А вообще зачем художники пишут автопортреты?
— У меня долго не было желания написать автопортрет, а теперь вот над этим задумался. Возможно, это будет один взгляд или улыбка... Не знаю. Наверное, существует такая потребность — самоуглубиться, посмотреть на себя со стороны, потому что тот я, который был раньше, скажем, лет двадцать назад, — сегодня уже другой человек. Когда художник пишет чей-то портрет, между ним и моделью идет диалог. Когда рисуешь себя, то разговариваешь с собой. Необходимость такого диалога приходит со временем, чтобы оценить себя нового, другого.
Сегодня художник занят новым проектом, который называется «Вне времени и пространства». Детализировать его отказывается, говорит, что до конца будет держать интригу. Но уже пригласил на его презентацию к своему 55-летию. При том не исключает, что проект может увидеть и Париж. Персональной выставки у Бориса Костянникова в европейских галереях еще не было, но работы выставлялись. В 1990-х годах, когда страна переживала большие потрясения, украинские художники выживали лишь за счет Европы. Галеристы или покупали их картины, или выставляли эти работы. Поэтому в определенных кругах украинского художника Бориса Костянникова хорошо знают и ценят. Итак, встретимся в Париже?

Павел ВОРОНЦОВ.
Фото автора.

Луганская область.