Медицинская реформа, о которой столько говорили, стартовала. С 1 апреля каждый семейный врач начнет набирать себе пациентов. Деньги теперь будут «идти» за пациентом к тому врачу, с которым он подписал декларацию. Выбирать семейного врача можно будет независимо от места регистрации или проживания — конкуренция! Впрочем, врачи с опытом убеждены: только качество медицинских услуг будет играть в этом деле важнейшую роль.

Как отделяют «первичку» от «вторички»

— Пациенты наши — добросовестные и дисциплинированные, — делится семейный врач Надежда Слинько. — Каждый день сами приходят и расспрашивают, когда же подписывать договора, где же эта реформа? Я сама беспокоюсь: как буду успевать и медицинскую помощь предоставлять, и вводить декларации в компьютер. Документы нужно будет успеть оформить до конца нынешнего года.
Но это будет потом. А пока эта поликлиника, как и остальные городские поликлинические медзаведения, переживает «перетасовки», невидимые для глаза пациента. Что самое главное — поликлиника окончательно автономизируется, так как впоследствии реформа предполагает для каждой структуры свой источник финансирования. В конце 2012 года учреждение отделилось от Первой городской больницы. Сейчас это коммунальное некоммерческое предприятие «Первый Черкасский городской центр первичной медико-санитарной помощи». Как рассказывает его директор Михаил Шевченко, теперь у них должно остаться только первичное звено: врачи общей практики — семейной медицины, а также к ним перейдет педиатрическая служба городской детской поликлиники № 1. Врач «первички» может взять на обслуживание как взрослого, так и всю семью.
А вторичное звено — как вот специалисты узкого профиля, лаборатория, диагностика, физиотерапия, дневные стационары — отойдет к новой структуре. Для этого в городе создается коммунальное некоммерческое предприятие «Черкасская городская консультативно-диагностическая поликлиника». Хотя коллектив вторичного звена никуда из этих стен не переедет, разве что будет переселение с этажа на этаж. Будут работать здесь как филиал консультативно-диагностической поликлиники. Так же и педиатры останутся в нынешнем своем помещении.
Не предполагается и сокращений: КНП «Первый Черкасский городской центр первичной медико-санитарной помощи» обслуживает почти 40 тысяч пациентов, в центре на 18 ставках работают 16 семейных врачей. Реформа определяет, что каждый из них может набрать до двух тысяч пациентов. И действовать как наемный работник либо в статусе физическое лицо — предприниматель. Часть медсестер, работавших с врачами узкого профиля, прошли курсы по специальности «семейная медсестра» и будут выбирать, с кем работать дальше.

Бумажные медицинские карточки — в семейный архив

Что видят пациенты с порога, так это обновление регистратуры — ее реконструкцию, появление компьютеров. Появились электронные амбулаторные карточки, и, имея такую, уже можно и самому, а не только через регистратуру, онлайн записаться к семейному врачу или вызвать его домой. Обещают подобную запись и к специалистам узкого профиля.
— Через три-четыре года бумажных карточек в регистратуре уже не будет, — убежден Михаил Шевченко. — С момента последней записи карточка должна храниться пять лет, потом можем отдать ее пациенту на память.
Если же ему будет нужна информация на бумажном носителе, можем распечатать. Впрочем, уже в скором времени будет активирована функция программы, войдя в которую, пациент сможет самостоятельно просматривать свою амбулаторную карточку. Благодаря компьютерной программе, внедренной в медзаведениях города, у руководителей появилась возможность с монитора контролировать качество работы врачей: вижу нагрузку на приеме, качество диагностики и лечебных назначений согласно локальным протоколам. Программа даже фиксирует ошибки при установлении диагноза и выносит такие случаи в отдельный документ. Автоматически идет всесторонняя статистическая отчетность. Подчеркиваю, что информация о каждом пациенте в электронной системе надежно защищена.

У каждого врача будет свой фонд

Если у вас заболело ухо, к кому вы идете: к врачу семейной медицины или к лору? Прихватило спину — к семейному или сразу к невропатологу? Михаил Павлович приводит статику: в 90-х к специалистам узкого профиля обращались максимум 25 процентов посетителей поликлиники, сегодня — более 50. Это один из результатов быстрого развития узкоспециализированной медицинской помощи. Хотя каждый участковый прошел курсы переподготовки на врача семейной медицины, но на своем рабочем месте, как говорится, может «копать», а может и не «копать», а отправить больного к специалисту узкого профиля. Это превратилось в диспетчеризм. Да и сами больные: в коридорах можно увидеть граждан, которые ходят и думают, к какому бы специалисту им зайти.
— Как раз медицинская реформа должна все расставить по своим местам, — продолжает Михаил Шевченко. — А именно: создать предпосылки для более качественного лечения — разграниченного, конкретизированного для каждого уровня. Первичное звено будет отвечать за профилактику, будет предоставлять неотложную помощь и по необходимости направлять на консультацию или лечение к специалистам вторичного. Семейному врачу будут платить за то, что он делает. Набрал больше пациентов — получил больше, вылечил своими знаниями — сэкономил средства своего денежного фонда.
Требования современности: более 80 процентов больных должны начинать и заканчивать лечение у семейного врача. Привлечь пациента он может лишь высоким профессионализмом, широкими знаниями и возможностью диагностики.
— На качество медуслуг мы делаем основную ставку, — подчеркивает директор. — Пока табель материально-технического оснащения для предоставления первичной медпомощи не утвержден, но мы каждому семейному врачу закупили сумки-укладки с набором приборов для осмотра уха, горла, носа, глаза, глюкометр, есть портативные электрокардиографы. Каждая медсестра при враче владеет методикой снятия кардиограммы, а врач — методикой расшифровки основных нарушений. Пока мечта, к которой идем, — портативный аппарат УЗИ, лабораторные анализаторы для скрининговой диагностики для двух-трех семейных практик.
— А если из недоверия к семейному врачу пациент захочет к специалисту узкого профиля?
— До 2020 года к специалистам можно будет обращаться напрямую, без направления. Дальше — платно. Направление не нужно будет к гинекологу, травматологу, психиатру. Также пациент сможет в любой момент поменять семейного врача, которому не доверяет. Для этого достаточно подписать декларацию с другим — предыдущая автоматически аннулируется и средства «перейдут» за пациентом.
Известно, что врач за каждого пациента с июля получит от Национальной службы здоровья Украины около 370 гривен (за ребенка и граждан старше 65 лет государство заплатит вдвое больше, чем за лиц трудоспособного возраста).
— Из них семейный врач с 2020 года будет оплачивать консультации специалистов, к которым отправит пациента, будут другие затраты. Еще под вопросом, из каких средств станет покрываться минимальный объем обследований — анализы крови, мочи, электрокардиограмма, флюорография. Если почти 50 процентов от 370 гривен (как об этом информируют должностные лица высших уровней) будет направлено на заработную плату врача и двух медицинских сестер, то, по нашим подсчетам, врач — наемный работник центра, который набрал максимальное количество пациентов, будет получать на руки до 7—8 тысяч гривен.
Эти расчеты, разумеется, приблизительные. Большинство врачей надеются на то, что смета на содержание одного пациента со временем увеличится. Ведь цены в нашей стране едва ли не каждый день ползут вверх. Поэтому «замораживать» средства, которые будут «ходить» за пациентом, очевидно, никто не будет.

Лариса СОКОЛОВСКАЯ, Лидия ЛИСОВА.

Черкасская область.