Парламентская хроника
Утреннее заседание 1 марта

 

Заместитель председателя администрации Президента Алексей Филатов, который представлял президентский законопроект «О Высшем антикоррупционном суде» (№ 7440), отметил, что создание Высшего антикоррупционного суда предусмотрено Законом «О судоустройстве и статусе судей», который 30 сентября 2016 года вступил в силу вместе с изменениями в Конституцию Украины в части правосудия.

На переднем плане Иван МЕЛЬНИЧУК.

 

Андрей КИСЕЛЕВ, Олег ЛЯШКО, Юрий БОЙКО.

Фото Александра КЛИМЕНКО.

 

«Согласно закону о судоустройстве и статусе судей деятельность Высшего антикоррупционного суда должна регулироваться отдельным законом, что и предусматривает законопроект № 7440», — сказал он и сообщил, что ВАС будет рассматривать дела о коррупционных преступлениях как суд первой и апелляционной инстанции.

«Судьи Высшего антикоррупционного суда будут назначаться по конкурсу, а также предлагается образовать при Высшей квалификационной комиссии судей совет международных экспертов на основании предложений международных организаций, с которыми Украина работает в сфере предотвращения и противодействия коррупции», — сказал А. Филатов и добавил, что также предусмотрена видеофиксация и трансляция всех заседаний ВККС и конкурсных процедур.

Народный депутат Валерий Писаренко, который представлял альтернативный законопроект № 7440-1, заявил, что проблема не в том, что кто-то от нас требует принятия закона об Антикоррупционном суде, поскольку в первую очередь это нужно для нас самих, ведь Украина имеет имидж глубококоррумпированной страны. Касательно содержания законопроекта, то В. Писаренко сообщил, что, по его мнению, Высший антикоррупционный суд должен совершать правосудие как суд первой инстанции и чтобы для обжалования его решений нужно было обращаться в антикоррупционную палату кассационного уголовного суда Верховного Суда Украины.

Народный депутат Елена Сотник, презентовавшая еще один альтернативный законопроект (№ 7440-3), подчеркнула, что из-за коррупции каждый украинец ежегодно недополучает тысячи гривен, а наживается за счет бюджета и эксплуатации ресурсов государства «большая преступная группировка». Она отметила, что законопроект № 7440-3 по структуре отвечает президентской инициативе, но при этом в нем учтены все требования, выдвигаемые Венецианской комиссией.

Представляя законопроект № 7440-4, народный депутат Игорь Луценко подчеркнул, что сегодня Украина имеет первый в своей истории шанс на создание настоящего суда, но этот шанс можно потерять, если пойти предложенным в президентском законопроекте путем. «Нам нужна независимая конкурсная комиссия, которая должна состоять из специалистов в области борьбы с коррупцией, права и адвокатской деятельности, которые смогут объективно оценить кандидатов, которые будут судить коррупционеров, находящихся в том числе и в этом зале. Эта конкурсная комиссия будет определять судьбу нашей страны на года, поэтому для нее важна независимость и еще раз независимость в своем отборе», — заявил он.

Еще один альтернативный законопроект (№ 7440-2) представил народный депутат Сергей Каплин.

Председатель Комитета по вопросам правовой политики и правосудия Руслан Князевич напомнил, что в свое время комитет инициировал обращение в Венецианскую комиссию с просьбой предоставить свои предложения относительно субъекта внесения законодательной инициативы, а также статуса, формирования и деятельности Антикоррупционного суда. «Венецианская комиссия согласно Конституции Украины рекомендовала Президенту Украины воспользоваться правом внесения такого законопроекта, определив, что только этот субъект законодательной инициативы является надлежащим», — проинформировал он и сообщил, что члены комитета рекомендуют принять в первом чтении президентский законопроект № 7440 со следующим учетом замечаний комитета и заключений Венецианской комиссии.

После обсуждения Председатель Верховной Рады Андрей Парубий призвал поддержать принятие законопроекта об Антикоррупционном суде за основу, а уже между первым и вторым чтением можно будет учесть все рекомендации Венецианской комиссии. С таким подходом согласились 282 народных депутата, которые проголосовали за принятие законопроекта «О Высшем антикоррупционном суде» в первом чтении.

А вот связанный с предыдущим президентский законопроект о внесении изменений в Закон «О судоустройстве и статусе судей» (в связи с принятием Закона Украины «О Высшем антикоррупционном суде», № 7441) поддержки не получил, поэтому был отправлен автору законодательной инициативы на доработку.

Открыв утреннее заседание, Председатель Верховной Рады Украины Андрей Парубий поздравил украинцев с вынесением Конституционным Судом Украины решения о том, что принятый 3 июля 2012 года закон о принципах государственной языковой политики — неконституционный.

«Искренне поздравляю всех украинцев с этим справедливым решением украинского Конституционного Суда, ведь этим позорным актом российская агентура под маской украинских политиков пыталась расколоть Украину», — заявил он и, напомнив о борьбе в сессионном зале против принятия этого закона, подчеркнул, что основным законом, определяющим принципы государственной языковой политики, была и есть Конституция Украины.

«Статья 10 Конституции Украины однозначно говорит, что государственным языком в Украине является украинский язык. И решение Конституционного Суда открывает нам возможность рассмотреть и принять новый закон о языке», — отметил

Председатель Верховной Рады и обратился к парламентским фракциям с просьбой провести консультации по зарегистрированным в парламенте языковым законопроектам, чтобы обсудить их и выйти на положительное решение.

Парламентарии рассмотрели законопроекты, посвященные вопросам информационной политики. В частности, народный депутат Александр Опанасенко, который представлял законопроект о внесении изменений в некоторые законы Украины по усовершенствованию законодательного регулирования в области внешней рекламы (№ 2702) сообщил, что со времени его внесения, а это было три года назад, ситуация изменилась, поэтому в профильном комитете разработан новый законопроект (№ 2702-д), который он и предлагает поддержать.

А народный депутат Наталия Новак, презентовавшая законопроект № 2702-1, выразила мнение, что в законопроекте № 2702-д сохраняются коррупционные риски, не позволяющие сделать рынок рекламы честным, прозрачным и открытым, а также он содержит ряд нечетких норм. «Когда конкурсы могут проводиться или не проводиться, то это открывает лазейки для коррупции», — отметила Н. Новак.

Глава Комитета по вопросам свободы слова и информационной политики Виктория Сюмар сообщила, что ключевое различие между двумя законопроектами в том, что один предусматривает больше возможностей для Кабинета Министров, который должен устанавливать единые правила, а в другом предлагается оставить все на рассмотрение органов местного самоуправления. Она заверила, что в случае поддержки в первом чтении законопроекта № 2702-д будут учтены лучшие нормы обоих документов, но голосов для результативного решения не хватило, поэтому все три законопроекта были отклонены.

Не получил поддержки и законопроект о внесении изменений в Закон «О реформировании государственных и коммунальных печатных средств массовой информации» (№ 6560), призванный усовершенствовать механизм разгосударствления печатных СМИ.

Парламентарии поддержали проекты постановлений об Обращении Верховной Рады Украины к международному сообществу в связи с незаконной подготовкой выборов президента Российской Федерации на временно оккупированной части территории Украины — в АР Крым и Севастополе и об Обращении Верховной Рады Украины к парламентам иностранных государств и парламентским ассамблеям международных организаций относительно осуждения политических репрессий Российской Федерации против граждан Украины в результате вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины и освобождения политических узников — граждан Украины.