Укр | Рус
Загрузка...
Голосование
Следите ли вы за курсом валют?

Голосовать

Доверяете ли вы украинским банкам?

Голосовать

По вашему мнению, какой лучший метод хранить сбережения?

Голосовать

На что вы тратите самую большую часть месячного бюджета?

Голосовать

Удается ли вам ежемесячно экономить?

Голосовать
На главную
07.03.2018

«Дорожная карта» охватывает весь процесс — от законодательной работы до контроля за деятельностью правительства, открытости законодательного органа

Юлиана ШЕВЧУК.

Вчера в Киеве состоялась Международная конференция «Реформа парламента: ретроспектива и перспективы» — совместная конференция Верховной Рады и Европейского Парламента. Народные депутаты Украины, представители Европарламента и международные эксперты, неправительственные организации обсудили проведение реформы Верховной Рады, которая довольно успешно проходит уже два года и должна способствовать повышению эффективности работы единого законодательного органа государства, росту доверия к парламенту.

Председатель Верховной Рады Украины Андрей Парубий в своем выступлении напомнил, что два года назад — в марте 2016-го  — в Европарламенте была представлена «дорожная карта» миссии Европарламента под руководством Пэта Кокса, рекомендации миссии были утверждены Верховной Радой и стали указателем к проведению реформы парламента согласно европейским нормам. При этом А. Парубий отметил, что рекоменации «дорожной карты» охватывают весь процесс — от, собственно, законодательной работы до парламентского контроля за деятельностью правительства, открытости законодательного органа.

Во время пресс-конференции Председателя Верховной Рады Андрея Парубия, Уполномоченного по делам Украины члена Европейского Парламента Эльмара Брока и руководителя Миссии Европейского Парламента по оценке нужд Верховной Рады Украины Пэта Кокса.

 

Во время Международной конференции «Реформа парламента: ретроспектива и перспективы». Крайний справа — Первый заместитель Руководителя аппарата парламента Петр Боднарь.

Фото Андрея НЕСТЕРЕНКО. 

В направлении реформы парламента самый сложный этап — это принятие законодательных решений, отметил Председатель Верховной Рады, в связи с этим была создана рабочая группа, которая объединила все фракции с целью наработки этапов внедрения реформы. Ныне разработано два законопроекта — о количественном составе комитетов и о распределении комитетов между фракциями по методике, которая внедрена в Европарламенте. Глава парламента выразил надежду, что на следующей пленарной неделе парламент сможет утвердить положительное решение в отношении этих законопроектов.

Андрей Парубий также подчеркнул: «Очень важно, что, проводя реформу парламента, смогли наладить тесное сотрудничество с Кабинетом Министров и наработали ряд механизмов, и результат этого сотрудничества — что смогли выйти на другой уровень принятия бюджета. Уже второй год подряд принимаем бюджет, проходя все законные процедуры и этапы. И в прошлом году приняли бюджет не под елку, не ночью, а 7 декабря в обычный рабочий день».

«Механизмы, предложенные миссией Европарламента, помогли сделать взаимодействие с правительством более действенным», — подчеркнул Председатель Верховной Рады. В частности, был наработан пакет из 35 экономических законопроектов с соответствующими прерогативами, и ряд законопроектов из этого пакета уже приняты в первые две недели новой сессии. Также создана «дорожная карта» из 57 евроинтеграционных законопроектов по всем уровням общественной жизни. И три из них уже приняты парламентом.

Уже стало привычкой и успешной практикой проведение «тематических дней», отметил Андрей Парубий, что также содержится в рекомендациях «дорожной карты», что позволяет концентрировать внимание и депутатов, и членов правительства, и общественных деятелей, отслеживающих определенную тематику. Еще некоторые рекомендации удалось рекомендовать без внесения изменений в законодательство — в частности, электронный парламент, открытый доступ к публичной информации, заседание комитетов без бумаги, система электронных обращений, обсуждение законопроектов, создание парламентской службы.

Среди позитивов Андрей Парубий также назвал то, что фактически впервые за пять лет парламентарии смогли утвердить свой финансовый план на год — смета на 2018 год. Работа по открытости парламента продолжается — в конце 2017 года была принята Коммуникационная стратегия, на стадии завершения — ІТ-стратегия, цель этих стратегий — повышение доверия к украинскому парламенту.

«И у нас есть шанс продолжить эти изменения, и в этом большая роль наших международных партнеров», — подчеркнул А. Парубий.

В то же время Председатель Верховной Рады признал, что перед украинским парламентом стоит немало вызовов. «Но, имея такую насыщенную повестку дня, надо осознавать, что качественные решения сможем принимать тогда, когда будет реформирован эффективный парламент», — подчеркнул Андрей Парубий.

Работу парламента нельзя оценивать только цифрами и статистикой, отметил Председатель Верховной Рады. Ведь в парламенте часто происходят блокирования и другие протесты, бурлят эмоции. Были этапы, когда депутаты три недели рассматривали один законопроект, к законопроектам поступают тысячи поправок. Но благодаря той площадке, которая была создана в рамках реформы парламента, диалогу между всеми фракциями и способности сесть за стол, удалось найти консенсус, подчеркнул А. Парубий. «Когда меня спрашивают, какой самый большой итог работы парламента, какой закон самый важный, отвечаю: самое важное — что парламент работает и принимает решения. Потому что стабильность украинского парламента в значительной мерой обеспечивает и стабильность общества в целом, особенно во время тех вызовов, когда украинское государство отражает не только милитарную агрессию РФ, но и попытки дестабилизировать украинское общество и правительство», — сказал глава парламента. Андрей Парубий отметил, что впереди -много сложных законопроектов: в первую очередь о Высшем антикоррупционном суде Украины. И Председатель Верховной Рады не исключил, что будут попытки как можно дольше затянуть этот процесс, а также Избирательный кодекс, к которому уже поступило свыше 4400 правок, закон о Национальной безопасности и обороне, законы из евроинтеграционного пакета. «Но уверен, что пройдем этот амбициозный путь», — заверил А. Парубий.

Европейские рекомендации

Европейские эксперты высказали свое видение реформы украинского парламента. Уполномоченный по делам Украины член Европарламента Эльмар Брок подчеркнул, что для Европарламента и ЕС сотрудничество с Украиной весьма важно. «Для нас очень важно, чтобы Украина была стабильным демократическим государством, — сказал он. — Сотрудничество является сигналом нашего общего доверия, общего видения и общих интересов». Э. Брок напомнил, что «дорожная карта» миссии Европарламента содержит 52 рекомендации, и украинский парламент сразу их стал имплементировать. «Для ЕС Украина приоритетная страна, мы хотим, чтобы в Украине прошла реформа парламента, — подчеркнул Э. Брок. — Нужен не только эффективный, но и современный парламент». Докладчик признал, что на пути реформирования украинского парламента уже многое достигнуто и за два года произошло много положительных изменений в ежедневной работе парламента. Но некоторые ключевые вопросы еще остаются открытыми — в частности, инструменты диалога и консенсуса между политическими силами, депутатскими фракциями в парламенте. По словам Э. Брока, должны быть четко прописаны правила дебатов между политическими силами, коалицией и оппозицией. Оппозиция должна иметь четкие права.

«Назовите еще один парламент в мире, где бы за такой короткий промежуток времени смогли осуществить на законодательном уровне фундаментальные глубокие реформы в разных сферах общественной жизни», — отметил руководитель Миссии Европарламента по оценке нужд Верховной Рады Украины Пэт Кокс, акцентировав внимание на необходимости продолжать реформу парламента. «В политических фракциях должна быть внутренняя педагогика — то есть нужны политические консультации по тем реформам, которые воспринимают не все политические силы, — сказал он. — Нужно провести дополнительные политические консультации по внедрению реформ, чтобы была коллективная воля Верховной Рады на то, чтобы реформы состоялись. Нужно создавать не списки проблем, а предложения и пути для их решения».

Заместитель Председателя Представительства ЕС в Украине Томас Фреллесен отметил важность имплементации украинского законодательства к требованиям ЕС. В частности, важны на этом пути диалоги между всеми заинтересованными сторонами, ответственными за создание законопроектов, сотрудничество парламента с правительством. Он заверил, что помощь со стороны ЕС относительно реформы украинского парламента будет продолжаться.

Координатор системы ООН в Украине Нил Вокер сосредоточил внимание на вопросах большей прозрачности и законодательной эффективности Верховной Рады. «Украинцы знают своих парламентариев и невероятное количество информации о них, им это интересно, но нужны лучшие результаты в плане качества законодательства», — отметил он.

Хочешь жить хорошо — сделай сам

Во время панельных дискуссий участники конференции обсудили роль парламента и правительства в имплементации Соглашения об Ассоциации с ЕС, контрольную функцию парламента, административную реформу парламентского аппарата, усиление открытости и прозрачности парламента, подготовку Этического кодекса народных депутатов.

В частности, народный депутат Украины Ирина Суслова (фракция БПП) рассказала о гендерных законах, принятых и разработанных в парламенте, которые разрушают традиционные стереотипы относительно роли женщины в обществе, о необходимости введения квоты в 40% (как во многих европейских странах) в избирательных списках партий, и обязательное упрочение (три к двум) представительниц женского пола. Иван Крулько («Батьківщина») выразил мнение, что ключевой реформой парламента должны стать не «точечные» изменения, поправки к Регламенту, а изменение избирательной системы и переход от смешанной к сугубо пропорциональной избирательной системе, к выборам по открытым партийным спискам.

Первый заместитель председателя парламентского Регламентного комитета Павел Пинзеник выразил мнение, что реформа парламентского аппарата является относительно технической, в отличие от реформы самого парламента, которая сугубо политическая. Мы вооружились принципом «Хочешь жить хорошо — сделай сам», и пригласили к дискуссии по реформированию парламентской службы сотрудников комитетов и ключевых структурных подразделений парламента. Уже проведено два заседания рабочей группы, утвердили ориентировочную структуру законопроекта об изменениях в Регламент Верховной Рады и в закон о государственной службе. У них будет определен четкий перечень требований к кандидатам на должности в парламентском аппарате, особая процедура продвижения по службе, внутренний конкурс и внешний открыт конкурс. «Это сохранит и старые кадры, и будет способствовать приходу «свежей крови», — отметил П. Пинзеник.

Первый заместитель Руководителя аппарата Верховной Рады Петр Боднарь поблагодарил международных партнеров и доноров, представителей общественных организаций за содействие в реформировании украинского парламента. Среди проведенных шагов по реформе парламента он отметил, в частности, следующие: Управление компьютеризированных систем уже ввело много новых систем, сейчас работают над увеличением скорости работы сервисов, налажены экскурсии, экспозиции, музейная часть — общественность имеет возможность попасть в парламент, увидеть законодательную «кухню», учреждена стипендия интернам Верховной Рады. Вместе с тем П. Боднар отметил, что в новом законе о государственной службе содержится немало трудностей — проведение конкурсов, вопрос дисциплины, оплаты труда сотрудников аппарата. Среди планов на будущее — обрабатываются вопросы изменения структуры аппарата, функциональных обязанностей, создания исследовательской службы и т. п.

Во время конференции приводился и такой интересный факт: не только в Украине низкий уровень доверия к парламенту. Скажем, уровень доверия к Конгрессу США не превышает 12 процентов.

Справка

ТОП-5 выполненных задач в рамках «Открытого парламента»:
— тексты депутатских запросов и ответы на них публикуются на сайте Верховной Рады Украины;
— на странице законопроекта добавлен раздел «Прохождение», где содержится история и результаты прохождения законопроектов;
— начал роботу портал открытых данных Верховной Рады, где можно загрузить информацию о народных депутатах, хозяйственно-финансовой деятельности, нормативно-правовой базе Украины, пленарных заседаниях, организационной структуре парламента;
— запрашивающие информацию имеют выделенные места для работы в структурных подразделениях аппарата Верховной Рады;
— разработана платформа для онлайн-обсуждения законопроектов.

ТОП-5 намерений и обязательств из Плана действий в рамках реформы парламента:
— публикация текстов депутатских обращений и ответов на них на сайте Верховной Рады;
— коммуникационная стратегия (коммуникация с журналистами, с общественностью, с международным сообществом, внутренняя коммуникация, брендинг);
— доступ к информации о работе комитетов Верховной Рады (стенограмма, аудио- и видеозапись, трансляция, акты, выводы, решения и т. п.);
— публикация детальной сметы парламента;
— отчет народных депутатов Украины дважды в год.

Реформа парламента — это не арифметика

Реформа парламента — это большая наука политической культуры между депутатскими фракциями, разными политическими силами, представленными в Верховной Раде, подчеркнул на совместном брифинге с европарламентариями Председатель Верховной Рады Андрей Парубий. К каждой реформе, проводившейся через парламент, — пенсионной, медицинской, образовательной — у разных политических сил было разное видение, отметил он, но эти реформы состоялись. И на пути реформ нам очень полезен опыт европейских коллег. А. Парубий отметил, что осознает — ожидания общества значительно выше, но нельзя преуменьшать то, что уже сделано. «Путь реформ — не всегда популярен, — сказал глава парламента, — этот путь всегда сложен для всех стран. Нам приходится эти реформы осуществлять еще во время отражения российской агрессии. Но я уверен — мы не могли бы обеспечить проведение реформ через Верховную Раду, если бы не эта реформа парламента, не уровень политической культуры, который удалось получить благодаря нашему сотрудничеству».

Дословно

Председатель Верховной Рады Украины Андрей ПАРУБИЙ:

— Реформа парламента — это не математика, когда пытаемся считать количество законов или правок, это общая атмосфера, имплементация рекомендаций, это масштабная системная работа, ключевое в которой — изменение политической культуры.

Нужны новые подходы к тому, чтобы находить консенсус, добавил Эльмар Брок. Он сообщил, что через несколько недель в Швейцарии состоится третья встреча в рамках «диалога Жана Монне» (о внедрении институционной реформы Верховной Рады Украины), на которой планируется принять специальную резолюцию, которую будет реализовывать украинский парламент. «Но это ваше решение — воплощать ее или нет», — подчеркнул Э. Брок.

Больше всего, чего хотим от нашего сотрудничества — это умение культурно проводить политический диалог и через него достигать консенсуса, отметил, в свою очередь, Пэт Кокс.

Председатель Верховной Рады также сообщил, что в начале лета планируется проведение в Верховной Раде конференции глав и представителей парламентов Балто-Черноморского региона, на которой будет обсуждаться и вопрос возможности создания совместной военной бригады.

Среди основных задач на следующую пленарную неделю Председатель Верховной Рады назвал законопроекты о национальной безопасности, который начнет еще одну системную реформу — сектора обороны и безопасности, учитывая предстоящую интеграцию Украины в НАТО с учетом рекомендаций экспертов. А. Парубий сообщил, что парламент начнет рассмотрение этого законопроекта как только будет заключение относительно него профильного комитета и экспертов НАТО. А также избрание Председателя Нацбанка. При этом Андрей Парубий пошутил: что у него, как у главы парламента, к сожалению, нет кнопки «226 голосов», а потому придется ждать, когда депутатские фракции завершат консультации по этому вопросу. А также принятие нового Избирательного кодекса, к которому поступило свыше четырех тысяч правок.

А на пути реформирования парламента следующими шагами должно стать принятие законов о принципах распределения парламентских комитетов и сокращение количества комитетов согласно правительственным министерствам, которые планируют рассмотреть в первом чтении на следующей пленарной неделе.

Председатель Верховной Рады также выразил мнение, что впереди — более чем полтора года работы парламента нынешнего созыва.

 

 

 

Все статьи рубрики На главную