Хороших слов много, нужны конкретные действия. Об этом говорили участники круглого стола «Стратегия развития промышленности Украины», который в среду провел Комитет Верховной Рады Украины по вопросам промышленной политики и предпринимательства. Главной темой обсуждения народных депутатов, членов правительства, представителей промышленных ассоциаций, руководителей предприятий, экспертов стал проект Стратегии развития промышленного комплекса Украины (до 2025 года), представленный Минэкономразвития в конце января нынешнего года в стенах правительства. Этот документ за отсутствие конкретики раскритиковали производители и отклонил Нацкомитет по промышленному развитию.

Открывая заседание круглого стола, председатель парламентского профильного комитета Виктор Галасюк провел свою презентацию видения стратегического развития украинской промышленности и еще раз напомнил о тех законодательных инициативах, которые обеспечивают его практическое воплощение. Речь идет о создании Экспортно-кредитного агентства (ЭКА), безвозмездном присоединении к инженерным сетям, повышении вывозной пошлины на металлолом, моратории на экспорт леса-кругляка, создании индустриальных парков и т. п. Модель промышленной политики Украины, которая базируется на идее преобразования нашей страны из сырьевого государства в индустриальное с учетом интересов национальной экономики, была утверждена комитетом еще в марте 2015 года.

Как отметил Виктор Галасюк, апеллируя к достижениям правительства: «Экспорт зерновых в три раза увеличен за последние годы. Но это внутри страны никто не ощутил. Потому что сырьевое государство и исключительно аграрная страна — не наш путь».

Он пригласил презентовать проект Стратегии, разработанный Минэкономразвития, первого заместителя министра Максима Нефедова. Тот отметил, что не видит ничего плохого в достижениях агросектора. И все же амбициозная цель проекта — развитие украинского производства. Нефедов очертил стратегические задачи для достижения этой цели — модернизация и рост промпроизводства, региональное развитие промышленности и сферы конкурентоспособности, создание кластеров.

По словам первого заместителя министра Министерства экономического развития и торговли, видение промышленной стратегии, изложенное и членами правительства, и законодателями, и Федерацией работодателей Украины, совпадает примерно на 80 процентов. Он призвал присутствующих подавать свои предложения к представленному им проекту...

Однако народные депутаты, представители работодателей и отраслевых ассоциаций прибегли к конструктивной критике не только, на их взгляд, сугубо декларативного документа, подготовленного МЭРТ, но и политики ведомства по отношению к отечественным производителям и защите их прав.

Так, председатель подкомитета по вопросам экономической и финансовой политики в агропромышленном комплексе Комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений Леонид Козаченко отметил, что в министерском проекте Стратегии, который, кстати, вместился на трех десятках листов, есть много красивых эпитетов к промышленному комплексу, но не расписаны конкретные шаги, как к этим определениям привести экономику.

Председатель профильного комитета Виктор Галасюк напомнил Нефедову кампанию против принятия закона «Покупай украинское, плати украинцам». Дескать, несмотря на то, что развитие нашей промышленности, преференции национальному продукту могут быть невыгодны европейским партнерам, которые отстаивают интересы своего бизнеса на рынке, украинские чиновники и дипломаты должны стоять на государственных позициях и защищать приоритеты украинских производителей.

В свою очередь глава Федерация работодателей Украины Дмитрий Олейник отметил, что медлить с этой защитой нельзя. Ведь из-за неблагоприятных условий ведения бизнеса и отсутствия государственной поддержки из страны выезжают не только кадры, но и целые предприятия.

По мнению первого заместителя председателя Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александра Домбровского, государство должно соблюдать два правила по отношению к производителям — помоги и не мешай. По его словам, развиваться бизнесу в Украине мешают правила выделения земельных участков для инвестиционных проектов, существующая система подключения к энергосетям, цены на энергоносители, драконовские кредиты и т. п.

Чтобы наконец сформировать стратегический план развития промышленности, необходимо четко определиться, что строим, куда хотим, какое производство видим в Украине в будущем, надо выбрать базовые отрасли. А еще важно объединить эту стратегию с решением проблем повседневности. Об этом говорили участники круглого стола, одновременно акцентируя внимание на ответственности за выполнение очерченных задач. Кстати, в Украине нет профильного ведомства, которое бы формировало государственную политику и осуществляло координацию в промышленной отрасли. Эти функции нынче, по сути, пытается выполнять департамент при Минэкономразвития. И, судя по высказываниям в адрес Нефедова от большинства присутствующих на заседании, делает это неудовлетворительно. Единственное, за что похвалили первого заместителя министра МЭРТ, так это за внедрение системы тендерных закупок ProZorro.