КИЕВ:

К 90-летию со дня рождения украинского художника-шестидесятника Юрия Химича (1928—2003) 21 марта в залах памятника архитектуры XVIII—XIX веков «Хлебная», который входит в комплекс сооружений Софийского собора, открылась большая выставка произведений мастера «Страсти по Юрию». В экспозиции представлены работы из фондов заповедника и сборники семьи художника.

Кураторами выставки, подготовленной Национальным заповедником «София Киевская» совместно со столичной галереей «КалитаАртКлуб», стали галеристка Татьяна Калита, искусствовед Святослав Яринич и художник Михаил Химич, сын автора (на снимке — справа налево).

Как рассказала Татьяна Калита, идея этой выставки возникла еще несколько лет назад, но воплотить ее удалось именно сейчас, к юбилею мастера. Замысел представить копии стенописи деревянных церквей Галичины, выполненных Юрием Химичем, как раз накануне Пасхи и в течение послепасхального периода (выставка продлится до 2 мая) является глубоко символическим. Эти работы, воспроизводя древнее украинское сакральное искусство в его оригинальной традиции, открывают творческую самобытность художника с совершенно новой, неизведанной стороны.

— Копируя настенную наивную роспись, Химич перенял эту легкость, особенно присущую произведениям примитивной живописи в храмах Потелича, — отмечает Татьяна Калита. — Ведь эти работы отличаются какой-то чрезвычайной подлинностью в своей показательной наивности для передачи композиции, образов через выразительную свободную линию, уверенный штрих, концентрированный цвет. Простота, которая подчеркивает наполненность образа, которая проявляет все смыслы, убирая лишнее. И эту свободную художественную манеру мы всегда наблюдаем в работах Юрия Химича: в том, как он ведет себя с материалом, с кистью, палитрой, используя подчас совершенно простые средства, например, заостренную палочку и тушь.

Делая копии стенописи, он выполнял научное задание и, конечно, не мог вносить какие-то свои изменения, наоборот — это должно было быть точное воссоздание. Но мы не можем не видеть, не ощущать присутствие художника в каждой работе: его дыхание, его жест, своеобразную пластику...

Время выполнения этого задания — 1958—1960 годы — это период становления Юрия Химича как художника. И невольно возникает мысль: случайно ли именно ему выпало исследовать и воссоздать в своих работах образцы стенописи XV—XVII веков деревянных церквей Галичины? Разве это не Божье провидение, чтобы возникло такое созвучие таланта отдаленных в веках мастеров и нашего современника — неповторимого и многогранного Юрия Химича?

  Пророк Яков. Фрагмент «Деисуса». Копии настенной росписи из церкви Св. Духа в с. Потелич.

 

Страсти. Копии фрагментов настенной росписи в храме Св. Духа в с. Потелич. Суд Пилата. Предательство Иуды. Несение Креста. Пригвождение к Кресту. Распятие. Сошествие в ад.

 

Фото Виктории ДЖАББАРОВОЙ.