Воля народа — священный долг ее выполнения

 

Введение

 

100 лет со дня принятия Конституции Украинской Народной Республики 29 апреля 1918-го имеют фундаментальную, научную и практическую основу с Античности, тревожного для Киевской Руси междоусобицами князей Средневековья и их семей — в современность. Идеология М. С. Грушевского, который 38 лет создавал фундаментальный научный труд с названием «История Украины-Руси», отобразила основные типичные черты содержания Конституции Украинской Народной Республики, закрепившей суть каждого слова в самом названии: 1) Константа — (лат. constans — неизменный, постоянный); 2) Украинской — то есть исторически национальной; 3) Народной — от проявленной в истории воли народа; 4) Республики — (лат. respublica от res — дело и publicus — общественный, всенародный). М. С. Грушевский и соратники дали достоверное название, отображающее и теперь историческую действительность развития украинского гражданского общества.

Точность выражений народа Украины отображает его мудрость, остроумие и сущность: «От Ивана (Мазепы) до Богдана (Хмельницкого) не было гетмана!» Со времени подписания Декларации о государственном суверенитете Украины, официального и публичного провозглашения и празднования Дня независимости Украины в 1990-м и 1991 годах не было государственных руководителей, кроме Владимира Ивашко и в лучшие времена действий Ивана Плюща, чтобы народ Украины в обретенной им независимости Украины почувствовал облегчение своего положения благодаря тем руководителям, которые возглавляли и возглавляют врученное им для управления государство.

 

Принцип ретроспективной конституционной современности в применении права и юриспруденции

§ 1

Конституция Украинской Народной Республики (далее — УНР) от 29 апреля 1918-го по традиции Конституции Украины 1710 года получила и другое название — Устав о государственном устройстве, правах и вольностях УНР. Ее классификация и структурное содержание основного текста включало 83 статьи и охватывало конституционным регулированием главные социальные виды общественной жизни народа Украины, объединенные в разделах: I. Общие постановления; II. Права граждан Украины; III. Органы власти Украинской Народной Республики; IV. Всенародное Собрание Украинской Народной Республики; V. О Раде Народных Министров Украинской Народной Республики; VI. Суд Украинской Народной Республики; VII. Национальные союзы; VIII. О временном прекращении гражданских свобод.

Знаменательно, что с избранием Украинской Центральной Рады во главе с М. С. Грушевским безотлагательно создали Конституционную комиссию, которая приступила к работе, ознакомилась с опытом конституционного законодательства стран мира. В Конституции Украинской Народной Республики закреплен принцип распределения власти — законодательной, исполнительной и судебной. По исторической традиции «Русской Правды» в части отмены кровной мести Конституция УНР отменила смертную казнь.

§ 2

Ретроспективная современность. Тридцать лет назад Александр Коцюба в Союзе писателей Украины выступил с лекциями по истории правовых реформ. Эпицентром дискуссии стали изменения избирательных законов и проблемы демократизации конституционного строя.

А. Коцюба подготовил проект Альтернативного Закона Украины о выборах органов народовластия. В сентябре 1989-го его опубликовали сначала во Львове, потом в Киеве. В центр избирательных отношений поставлен Человек знанийсвободный избиратель как основа развития демократии. То есть на смену классовой демократии лицемерия о роли государства в развитии человечества, главную роль и значение отводили возрождению в обществе прав и свобод Человека, контроля народа над государством. Это внедрение — идеология народовластия — характерна для казацкой Украины.

Публикацию поддержали. Доказательны свидетельства встреч в трудовых коллективах, на собраниях населения и т. д. На базе опубликованного избирательного проекта Альтернативного Закона Верховная Рада Украины ХІ созыва 08.11.1989 г. одобрила внесенные дополнения и изменения в тогдашнее избирательное законодательство Украины. 4 марта 1990 года на альтернативной основе состоялись демократические выборы всего депутатского корпуса Украины в местные советы народных депутатов и Верховную Раду Украины. 16 июля 1990 г. Верховная Рада волей народа Украины приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины, которая была и остается основой для новой Конституции.

§ 3

17 сентября и 1 декабря 1991 года на обоих Всеукраинских референдумах Декларацию еще раз одобрило абсолютное большинство свободной воли народа. Главным ее смыслом было и остается по сей день возрождение истории развития современной идеологии народовластия. Это и проявленный интеллект знаний Человека, и его правосознание в единстве воли абсолютного большинства граждан Украины. Это и цель Декларации: ее научная подготовка и принятие; процессы возрождения исторической правды; воля народа двух референдумов!

§ 4

Исследование показало: 1) проходил процесс исторического возрождения правосознания Человека в Украине; 2) настало возрождение идеологии народовластия, легализованного фактом публикаций проекта Альтернативного Закона Украины о выборах органов народовластия; 3) создавали Народный рух Украины, центром организации которого стал известный в истории знаменитый Политехнический институт города Киева в практической реализации демократии в Украине; 4) именно в сентябре—октябре 1989 года там провели учредительный съезд Народного руха Украины при содействии ректора вуза Петра Таланчука — ученого в образовании от Бога; 5) организаторский природный интеллект Петра Михайловича — последовательная передача знаний гражданам через образование; 6) он с учеными со временем организовал уникальное явление — на базе национального достояния народа создал в посттоталитарной системе негосударственный международный университет развития человека «Украина». Тех и прежних пугает демократия Человека!

§ 5

Ныне становится очевидным, что демократия 1988—1989 гг., выборы 4.03.1990 г., подписание Декларации (1990) стали эпицентром законотворчества! Это обеспечило Человеку выполнение его естественного права на свободу. Это и есть народная демократия, ставшая реальной и раскрывшая исторические процессы развития права, правосознания Человека и Народа как идеологии народовластия в Украине.

Именно этим процессам и посвящалось сравнительное правоведение из глубин «Русской Правды», правовых памятников других народов и научных исследований истории права в Украине. А подвиг М. С. Грушевского в истории науки и практики народоправства Украинской Центральной Рады с ее законотворчеством от Универсалов до Конституции Украинской Народной Республики в 1918 году должен стать примером и уроком для руководителей государства с 1988-го по нынешний день включительно!

Заслуга Михаила Сергеевича как ученого-исследователя сравнительной методологии познания античного общества — раскрытие содержания идеологии народовластия, основа которого — не выдуманные мифы или легенды, а закрепленные нормы правовых памятников, воссоздающие историю права Человека и перспективы будущего не только Украины-Руси, но всех народов мира и планеты Земля, и не по теории классовой борьбы, а на основании реальных общечеловеческих ценностей и культуры права.

§ 6

Его сравнительные штрихи права Киевской Руси с правовой системой Византии подлежат исследованию через исторические правовые отношения, их распределению на естественное право и право писаное. По своему глубинно правдивому смыслу естественное право было и всегда остается неотъемлемо связанным с условиями жизни и здоровья человека. Поэтому является базовым, а право писаное — юридическое обеспечение реализации естественного права человека и имеет производное значение как надстройка в этих отношениях. В античных обществах народов республиканских периодов, которые М. С. Грушевский называет народоправством в тех редчайших сохранениях в современных цивилизационных формах их отображения.

§ 7

Это не заученные догмы только о государстве из искаженной теории закономерностей развития. Это более глубокие правологические исследования о происхождении права из реальной жизни, которые возрождают правдивое содержание истории демократий народов ранних или античных цивилизаций: финикийцев; этрусков; латинян; греков; римлян; славян; кельтов; германцев; англичан; культур других народов. Это и изучение памятников права многих народов: Законов Ур-Намму; Законов Ману; Кодекса Хаммурапи; Законов ХІІ Таблиц; Дигестов Юстиниана; «Русской Правды», Билля о правах (1215); Конституции Украины (1710) (известной как Конституция Пилипа Орлика из-за политических интриг России в отношении знаменитого гетмана Ивана Мазепы с применением церковной анафемы — проклятия).

§ 8

Правовые памятники конституционного значения — те, которые используются в принятии или осуществлении изменений и дополнений к конституциям. Необходимо не только их основательно исследовать, но и вести поиски единства на положительных примерах принятия и развития влияния Декларации независимости США (1776), углубления ее содержания конституционными дополнениями. Важность представляет влияние способов и методов реализации положений Деклараций Франции по: а) правам человека и гражданина (1789) и б) выполнению обязанностей государства (1793). Общие задачи — соблюдение норм международного права в обеспечении реализации национальных прав, свобод и обязанностей Человека.

§ 9

Мы считаем, что в конституционных процессах гарантий, условий реализации и защиты прав должны получать развитие положения и нормы статей Всеобщей декларации прав человека Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1948 года относительно как научного, так и практического выполнения Декларации о государственном суверенитете Украины 1990-го, восстановив ее не только в Преамбуле Конституции 1996 года ссылки на Декларацию, но и усовершенствовав конституционное регулирование выполнения принципа верховенства права, закрепленного в ст. 8 Основного Закона Украины без конкретизации в других его разделах о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина. Примером позитива служит Договор об учреждении Конституции для Европы 2008 г. — Лиссабонский конституционный договор, ст. 1 которого закрепила принцип единства в народе, а именно: «Согласно воле граждан и государств Европы строить общее будущее».

§ 10

Правовая идеология народовластия и юридическое оформление тем закономерно и отличаются от партократополитической, что в первом случае власть формирует свободная воля народа непосредственно или через выборных представителей народа, а во втором — партократы и их олигархи с финансами.

§ 11

Политическое лицемерие большевистской властной идеологии значительно усиливалось коварными методами распределения власти: существовал центральный руководящий аппарат власти во главе с многоликим «вождем» партии (генеральный, первый и т. п.) секретарем, он же глава политбюро, без решений которых не назначали (избирали) ни одного руководителя отрасли или ведомства, республики, области, а также предприятий, учреждений не только союзного значения, но и в республиках, областях, населенных пунктах.

§ 12

Принцип конституционной ретроспективы правовых деклараций противостоит цинизму партий, противодействующих возрождению и развитию народовластия. Он действует, когда правосознательные народы начинают демократизацию, а власть применяет насилие, которое не удержало СССР от распада, как не удержит и Россию с ее обманутым и униженным народом. К сожалению, там до сих пор срабатывает формула государство—право. Она живуча, поскольку власть и даже многие ученые еще берегут ее как юридический нонсенс — норму права — артефакт государственного права для регулирования общественных отношений вместо действия права Человека. И тут уже нужны реальные гарантии защиты прав Человека для Народа!

§ 13

Возрождение ретросовременности — эта система исторических закономерностей развития права в обычаях и традициях действует в Украине путем учреждения в современных условиях идеологии народовластия в реализации прав и свобод Человека и демократического мирного научного и практического выполнения исследованных и апробированных выводов в избирательном праве по реализации законодательства (1988—1993):

Первый период через этапы исследований 1991—1989 годов, завершенных в основе и удачно опубликованном проекте Альтернативного Закона Украины о выборах органов народовластия. Именно Человеку и Народу Украины было публично предложено научно-практическое демократическое восприятие идеологии народовластия для осуществления демократических выборов органов власти непосредственно с избирателями на равноправных началах и этапах и их осуществление — от выдвижения кандидатур в народные депутаты до их непосредственного избрания народом на выборах.

Второй период состоялся благодаря объединяющей деятельности (приведенный выше принцип единения народа) Верховной Рады ХІ созыва по принятию ее Президиумом проекта Альтернативного Закона Украины о выборах органов народовластия, обработка его положений и внесение на этой основе парламентом путем изменений и дополнений законов о выборах, демократизировав их содержание с предоставлением избирателям самостоятельно осуществлять реализацию своего права непосредственно через свободное участие в организации и проведении выборов.

Третий период — 4 марта 1990 года прошли самые демократичные выборы в Украине со времен казацкого круга — новой по смыслу избирательной системой всего демократического корпуса Украины от местных советов народных депутатов в Верховной Раде с публичным формированием их структур.

Четвертый период — идеологически кульминационный по правовому значению и юридической силе непосредственного влияния народа на реформирование правовой системы Украины принятием Декларации о государственном суверенитете Украины и на ее основе — принятием конституционных законов Украины, а также изменений и дополнений к действующей Конституции УССР. Тогда на основе Декларации создали первую в истории общества декларационно-конституционную правовую систему Украины с определением принципов ее заключительной части: «Декларация — основа для новой Конституции». Права, свободы и обязанности Человека, Народа, Общества стали реальностью жизни независимой Украины.

— Пятый период стал научно-практической разработкой концепции новой Конституции Украины. По состоянию на 06.01.1991 года Конституционная комиссия подготовила проект концепции с названием Конституция Республики Украина. Верховная Рада 19 июня 1991 года приняла Концепцию Конституции Украины и закрепила шесть главных принципов: 1) новая Конституция основывается на Декларации о государственном суверенитете Украины; 2) в центре внимания — Человек как высшая социальная ценность; 3) приоритеты — общечеловеческие ценности; 4) нормы новой Конституции являются нормами прямого действия; 5) новый Основной Закон Украины должен быть стабильным на сотни лет; 6) для обеспечения такой стабильности необходимо внедрить институт конституционных законов.

Шестой период — это разработки народными депутатами Украины с избирателями и ведущими учеными проекта новой Конституции Украины. В проекте развили и конкретизировали положения Декларации, а также из одобренной Верховной Радой Концепции, — норм в форме конституционных статей. 1 июля 1992 года Верховная Рада Украины рассмотрела проект новой Конституции, осуществила официальную публикацию и выполнила «принятое решение вынести его на всенародное обсуждение». В результате обсуждения во всех регионах страны получили около 50 тысяч замечаний и предложений. 8 октября 1993 года Верховная Рада Украины рассмотрела проведенные Конституционной комиссией обобщения и приняла постановление о доработке проекта и его подаче в парламент. Утром 26 октября 1993 года — окончательно обработанный Конституционной комиссией заключительный вариант проекта новой Конституции Украины направили в Верховную Раду Украины, которая профессионально, на идеологии народовластия, готова морально и психологически рассмотреть проект на сессии и одобрить новую Конституцию Украины.

 

Александр КОЦЮБА,
Генеральный судья Международного объединенного казачества,
народный депутат Украины ХІІ (І) созыва,
председатель Комиссии Верховной Рады Украины
по вопросам законодательства и законности,
член Президиума Верховной Рады Украины;

 

Руслана КОЦЮБА,
доктор юридических наук,
соавтор многотомного научно-популярного издания
«Козацьке братство «Лицарі України».