Первый заместитель председателя Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский и первый заместитель председателя Комитета по вопросам науки и образования Александр Спиваковский в рамках работы ХХV Всеукраинской комплексной олимпиады по математике, физике и информатике «Турнир чемпионов», состоявшейся в Виннице, стали инициаторами Всеукраинского форума «Science-Education-UA».

В дискуссии за круглым столом о судьбе украинского среднего и высшего образования также приняли участие ведущие педагоги, ученые и преподаватели естественных наук.

Во время мероприятия говорилось о перспективах имплементации нового Закона «Об образовании» и путях преодоления проблем и вызовов, возникших в последние годы в научно-естественном и инженерном образовании на всех его уровнях.

Кроме парламентариев, научных работников и преподавателей, участвовали в форуме должностные лица городского и областного департаментов образования, ректоры заведений высшего образования, директора и учителя школ, лицеев и гимназий научно-естественного профиля из всех регионов Украины.

«Модель естественного образования, имеющаяся в Украине, весьма проблемная. Ведь Украина — не самая богатая страна Европы и мира, но мы инвестируем огромные средства в среднее и высшее образование. По-разному можно оценивать ныне наше образование, но это — колоссальная инвестиция государства. С другой стороны, мы имеем ситуацию, когда украинские специалисты ринулись на Запад. У нас возникла очень серьезная проблема: как быть с инвестициями, которые государство вложило в школу и высшее образование», — отметил Александр Домбровский.

По его словам, самые скромные подсчеты свидетельствуют, что более 4 миллионов украинцев ныне работают за границей. Тем временем, государство в подготовку одного специалиста вкладывает как минимум 10 тысяч долларов.

«Получается — минимум 40 миллиардов долларов Украина инвестирует в другие страны вместо того, чтобы инвестировать в свою экономику, — подчеркнул парламентарий. — Мы должны решить, что государство должно сделать, чтобы те инвестиции, которые мы направляем в образование, являющиеся наиболее ликвидными и высокорентабельными, начали работать на Украину. Должны определиться, какой должна быть украинская школа, чтобы мы не потеряли уровень преподавания инженерно-технических и естественных наук, каким должно быть украинское высшее образование, и что делать для того, чтобы выпускники, которые получают украинские дипломы и дипломы ведущих вузов мира, имели шанс и возможность реализовать свой интеллект в Украине».

По словам Александра Спиваковского, над проектом закона «Об образовании» работали очень тщательно. «Несмотря на это, без изменений в него не обойтись. Новая украинская школа может и должна быть, но она не может закрыть весь образовательный спектр. Мы должны понимать, какой ландшафт мы имеем здесь — в Украине. Не в США, где есть публичная американская школа, главной задачей которой является социализация ребенка. Я категорически против интегрированного учителя — в «одном флаконе». Это — удар по основе основ школы, которую сегодня мы имеем. Почему миллионы украинцев с удовольствием забирают на работу в другие страны? Потому что мы формируем образованную нацию. Готовы ли мы потерять это? До тех пор, пока я исполняю обязанности председателя парламентского комитета, мы всегда будем говорить профильному министерству: «Нет!» — подчеркнул Александр Спиваковский.

Как отметили народные депутаты, предложения, прозвучавшие на форуме от научных работников и учителей, будут систематизированы и трансформированы в нормативные акты. По словам Александра Домбровского, такая дискуссия должна быть постоянной и обязательно должна вызвать обратную связь — четкие предложения изменений в нормативные акты.

По материалам Информационного управления аппарата Верховной Рады Украины.