Переговоры с учеными Харьковского автодорожного университета о строительстве и ремонте цементно-бетонных дорог, предварительные соглашения о применении новейших строительных материалов и оборудования на дорогах Прикарпатья с целью повышения безопасности движения — таковы главные наработки руководителей Службы автомобильных дорог Ивано-Франковщины (САД ИФ) после мощного форума ученых-автодорожников и практиков, который проходил 24—25 апреля в Виннице. Государственным инвестиционным проектом «Развитие автомобильной дороги общего пользования государственного значения Н-18 Ивано-Франковск—Бучач—Тернополь» предусмотрено проведение капремонта 
с созданием цементобетонного покрытия на трассе, которая обеспечивает кратчайшее транспортное сообщение со столицей, а также является важным туристическим 
и транспортным маршрутом, который ведет в Карпаты.

«Срок службы цементобетонных покрытий почти в два раза выше асфальтобетонных, а расходы на их ремонт, содержание значительно меньше, поэтому такое строительство экономически выгодно, — комментирует начальник САД ИФ Василий Буджак. — Применение этой технологии будет способствовать экономическому росту западных областей благодаря использованию материалов (цемента) собственного производства — ПАО «Ивано-Франковскцемент». А главное — повысит безопасность движения».
Во время работы международной научно-практической конференции «Современные материалы и технологии строительства, реконструкции и ремонтов автомобильных дорог» рассмотрели ряд научных и практических вопросов, сгруппированных по тематическим сессиям.
Среди участников организованного Госагентством автомобильных дорог «Укравтодор» и ГП «ГосдорНИИ» мероприятия были представители из Польши, Германии, Азербайджана, Беларуси и нашей страны. Руководители областных служб, ученые, представители проектных, дорожно-строительных организаций, поставщики, а также производители новых материалов и технологий почерпнули иностранный опыт, поделились своими достижениями.

«Руководство государства уделяет большое внимание дорожной отрасли, — отметил директор департамента сети дорог «Укравтодора» Сергей Цепелев (на снимке). — Это отдельное финансирование в составе госбюджета, увеличение количества отремонтированных дорог. Без современных решений, технологий двигаться вперед невозможно. Потому эта конференция имеет большое значение для восстановления дорог, развития дорожной отрасли».
Рассказывая о концептуальных принципах развития автодорог, и. о. директора ГП «ГосдорНИИ» Артем Безуглый отметил, что в прошлом году по ремонту побит рекорд 2011-го, когда готовились к Евро. В рамках реформы отрасли 123 тыс. км дорог местного значения отошли к сфере управления облгосадминистраций. Децентрализация продолжается. Кроме государственного финансирования, предусмотрено частное партнерство. Так что речь шла о разработке законодательства о концессионных дорогах. Ожидается социально-экономический эффект от инвестиций в дорожную отрасль. Среди проблем — за прошлые годы частично утрачен кадровый и научный потенциал отрасли, надо наверстывать. Качественные дороги — это системное планирование, внедрение многоуровневого контроля качества работ, конкурентная среда, эффективное ценообразование.
Ученые рассказали об инновационных технологиях в дорожном строительстве: армировании основы покрытия, асфальтобетонах с повышенными деформационно-прочностными показателями, перспективных технологиях нежесткой дорожной одежды, адгезионных добавках к битумам, гидроизоляционных и защитных материалах, в разрезе развития цементной отрасли — цементо-бетонных дорожных покрытиях. Акцентировано внимание на обеспечении прочности и стабильности дорожных конструкций и средствах для повышения безопасности движения.
В качестве доказательства услышанного на конференции были дорожные наблюдения во время поездки в Винницу. Раз за разом наталкивались на предупреждения о ремонте автодороги, следили за работой новейшей техники вдоль магистралей. На дороге Р-24 Татаров—Каменец-Подольский, которая находится в ведении Ивано-Франковской службы автомобильных дорог, как раз проходил ремонт дороги методом холодного ресайклинг перед мостом через Днестр. ООО «ПБС» сначала фрезеровало старое покрытие, добавляло новые материалы и закатывало укрепленную основу. Сверху — еще два слоя щебеночно-мастичного асфальтобетона.

Главный автодорожник Прикарпатья Василий Буджак и его первый заместитель Любомир Семанив остались довольны отчетом мастера (на снимке) и качеством выполнения работ.

Подготовила журналист Людмила СТРАЖНИК.
Фото автора.