Беседа с директором Закарпатского музея народной архитектуры и быта Василием Коцаном

 

Праздник первой борозды.

 

Шелестовская церковь Архистратига Михаила, 
построенная в XVIII в., — один из самых ценных экспонатов.

 

Ставка — на осмысленную деятельность

— Василий Васильевич, накануне Международного дня музеев было бы кстати начать беседу с истории скансена...

— Нашему музею уже сорок восемь лет. Это один из первых скансенов в Украине. Все началось в октябре 1965-го, когда при Закарпатском краеведческом музее был создан отдел народного зодчества и этнографии. Его целью было отображение прошлого закарпатского села, его традиций, материальной и духовной культуры. Для этого создали специальную исследовательскую комиссию. Одними из первых изучали Раховский, Межгорский, Тячевский, Хустский, Свалявский, Перечинский районы. Что касается выбора места... Тогда ученые предлагали построить музей за городом, в районе Горянской ротонды. Но музей начали строить на Замковой горе. И открыли 27 июня 1970 года. Процесс формирования экспозиции начался с 1965 года. Одной из первых, в 1967-м, в музей была перевезена «довга хижа» из с. Гусный Великоберезнянского района. В том же году воссоздали гуцульскую гражду, перевезли и установили водяную мельницу. Со временем появились объекты, репрезентующие традиционное народное строительство долинян, бойков и румын Закарпатья. В 1969-м музей народной архитектуры и быта стал самостоятельной единицей. Руководили им директор Иван Попович и его заместитель Василий Драгун. Работа продолжалась постоянно. Сюда перевезли венгерский и гуцульский дома, церковь, корчму, накапливались фонды.

Среди людей, стоявших у истоков музея, прежде всего хотелось бы вспомнить Павла Федаку, Михаила Тыводара, Степана Пеняка, Михаила Мазюту, Петра Сову, Федора Манайла... Тяжелым и упорным был труд первого поколения работников музея: Василия Шебы, Габриэлы Андял, Марии Пеняк-Найпавер, Михаила Данилича, Владимира Фединишинца, Наталии Орловской, Зиновия Перестюка, Юрия Данкулинца... Добрым и теплым словом нужно вспомнить также Ивана Барчи и Ярослава Байрака, которые были руководителями музея более 20 лет.

— Современное состояние заведения: что вселяет оптимизм, над чем следует поразмыслить, от чего избавиться?

— Сегодня коллектив, приближаясь к полувековому юбилею музея, работает над созданием положительного имиджа и конкурентоспособности. Нынешняя стремительная жизнь, состояние экономического и культурного развития общества нуждаются в изменении моделей и технологий деятельности всех заведений культуры. Ощутимые сдвиги наблюдаются и в работе ужгородского скансена, который все более явно превращается из сугубо сокровищницы художественного, этнографического, исторического и культурного наследия края в центр социально-культурной и образовательно-воспитательной деятельности.

Радует, что сотрудники с богатейшим опытом передают знания молодому поколению. Для популяризации музея в последнее время провели огромную маркетинговую работу: изготовлена внешняя реклама, презентационная и сувенирная продукция. Это привлекает посетителей. Мы постоянно совершенствуем и углубляем деятельность.

От чего нужно избавиться? Прежде всего, наверное, от стереотипа, что музей — это собрание памятников старины. Ныне музей — значительно более широкое понятие. В первую очередь нужно осознать: каждый посетитель — это донор. Поэтому необходимо постоянно искать новое. Можно жаловаться на отсутствие надлежащего бюджета и модернизации, но, мне кажется, нужно сначала переосмыслить свою роль, понять свои сильные и слабые стороны, вызовы, которые ежедневно возникают. Скансен должен быть открытым для инноваций. Никто никогда никому не выделит ни копейки, если не увидит осмысленной деятельности.

Ночные экскурсии, семейный билет, брак за сутки

— Знаю, что в последнее время скансен, несмотря на скромное бюджетное финансирование, начинает сам зарабатывать, вводя новые формы работы...

— Сегодня музей сохраненяет, занимается учетом и исследует памятники культуры, а также становится своеобразным культурно-образовательным центром. Коллектив в постоянном поиске современных и нетрадиционных путей привлечения посетителей — в первую очередь молодого поколения. Для детей разработали музейную настольную игру «Путешествие по Закарпатью». Постоянно совершенствуем интерактивные и квестовые экскурсии как для коллективного, так и для семейного посещения. Спросом пользуются организованные в прошлом году ночные экскурсии. Еще одно новшество — система семейного билета.

Музей тесно сотрудничает с мастерами народного творчества, которые в течение туристического сезона проводят мастер-классы по традиционным для Закарпатья ремеслам и промыслам. С марта на базе музейной экспозиции заработал проект «Свободная кузница Закарпатья». Настоящие кузнецы показывают посетителям скансена, как издавна на Закарпатье ковали железные изделия.

Уже второй год подряд музей является участником пилотного проекта «Брак за сутки». У нас — замечательное место для свадебных выездных церемоний.

— На территории музея хранятся не просто памятники архитектуры ушедших веков, но и шедевры народного зодчества закарпатцев... Но они, особенно кровля, нуждаются в постоянном уходе и обновлении...

— Традиционная народная архитектура сегодня требует  особого внимания: срубы всех зданий ежегодно проходят антисептическую обработку, некоторые предметы реставрируются. На первом месте — внимание к соломенному и деревянному перекрытию домов. Если раньше солома выдерживала на доме 50—60 лет, то в музее материал приходится заменять раз в 10 лет. К счастью, на Закарпатье есть крестьяне, которые специально для нужд скансена выращивают рожь, собирают вручную, как это делали наши предки. Но, ясное дело, с каждым годом делать это становится все сложнее. Так, в этом году мы столкнулись с таким явлением, как недостаток семян яровой ржи. Оказалось, ее нет в Украине. Нам удалось найти семена в... Венгрии, они будут использованы уже в следующем году. А пока сотрудничаем с фермерами Житомирщины и Черниговщины. Проблемы с перекрытием музейных домов драницей и гонтом почти полностью решены в прошлом году — обновили четыре дома. Теперь планируем перекрыть хозяйственное здание — малый амбар из с. Русское Мукачевского района. Кроме того, внимание будет сосредоточено на каменных фундаментах, ремонте глиняных полов.

— Научные разыскания ваших сотрудников завоевывают авторитет и вызывают живой интерес в среде музейщиков...

В последние годы сотрудники скансена проводят основательную научно-исследовательскую работу. Это — основа для формирования музейных экспозиций, систематизации коллекций, подготовки и проведения образовательных и культурно-художественных акций. Музей выпускает ежегодный научный сборник, издаются художественные фотоальбомы, отдельные тематические издания о том или ином участке материальной и духовной культуры края. В этом году мы начали издавать «Музейный календарь», на страницах которого будут популяризироваться разные фондовые коллекции. Тема — традиционная народная одежда Закарпатья. В следующем году он будет посвящен традиционной народной керамике.

Уже второй раз совместно с кафедрой истории Украины музей организовывает комплексную этнографическую экспедицию, которая проводится в рамках студенческой этнографической практики. Ее достижения публикуются в научном ежегоднике «Этника Карпат». Результаты своих работ научные сотрудники публикуют в профессиональных изданиях — «Народоведческих тетрадях», «Народном творчестве и этнологии».

Повышается и профессиональный уровень, ведь музейные сотрудники принимают участие в международных и всеукраинских научных конференциях, семинарах, круглых столах, которые проходят и в Украине, и за границей. Например, весной мы стали участниками международных конференций, организованных Музеем народной архитектуры и быта во Львове и Национальным музеем народного искусства Гуцульщины и Покутья в Коломыи. В конце прошлого года у нас провели первые Этнографические чтения с привлечением ученых Ужгорода, Львова, Киева, Чигирина.

Поскольку посетителями музея являются и дети, для них разрабатываем специальные издания: детский путеводитель по музейной экспозиции и «Музейную этнографическую азбуку», в которой на каждую букву будет подаваться определенная вещь, связанная со скансеном.

Дружат со словаками, поляками, венграми и румынами

— Понятно, почему музей поддерживает и расширяет сотрудничество с зарубежными скансенами, ведь наша область граничит с четырьмя странами Европы, да и история края связана с нашими соседями...

— Да. Международное сотрудничество — одно из приоритетных направлений деятельности нашего музея. Стараемся постоянно расширять ее диапазон, принимая участие в разных международных проектах. Уже много лет тесно сотрудничаем с венгерскими коллегами — в частности с Музеем села Шовшто (Ньиредьхаза), скансенами из городов Залаегерсег и Сигет.

В прошлом году был подписан договор о сотрудничестве со словаками — с Музеем украинской культуры в Свиднике, а уже в этом году — с Вигорлатским музеем в г. Гуменне. С коллегами из Свидника мы разработали и представили на конкурс международный грантовый проект. В течение последних двух лет научные сотрудники нашего музея являются участниками международной выставки писанок «Карпатская краселица». Вместе с музеем Гуменного наш музей также второй год является участником другого международного проекта — «Карпатское биеннале детской графики». Недавно, 11 мая, в г. Перемышль (Польша) мы приняли участие в официальном закрытии девятой выставки и круглом столе по обсуждению вопросов организации и подготовки юбилейного «Х Карпатского биеннале», главным организатором будет именно наш музей. В рамках круглого стола было подписано пятистороннее международное соглашение о сотрудничестве с Центром культуры (Перемышль, Польша), Вигорлатским музеем (Гуменне, Словакия), Культурно-художественным центром (Эгер, Венгрия), Центром народного творчества (Брэила, Румыния).

Продолжается тесное сотрудничество с музеем в Сату-Маре (Румыния). Совместно с румынскими коллегами подготовлен ряд грантовых проектов, которые представлены на конкурсы по разным европейским программам трансграничного сотрудничества. Научные сотрудники, реставраторы двух музеев постоянно обмениваются опытом.

— И в завершение: каким вы видите музей лет через пять-семь?

— В ближайшей перспективе хочется видеть наш скансен, занимающим ведущее место в музейной среде Украины и за ее пределами; музеем, открытым во всех аспектах его деятельности; музеем — центром научных исследований; музеем — пространством для реализации образовательных и художественных программ и проектов; музеем — связующим звеном между учеными, народными мастерами, фольклорными коллективами и этногруппами; музеем — привлекательным туристическим объектом и центром досуга.

А еще важно активное продвижение деятельности музея в информационном украинском и международном пространстве, развитие инфраструктуры. Все это позволит ужгородскому скансену быть конкурентоспособным на современном музейном рынке Украины и Европы.

Беседу вел Василий НИТКА.

Фото автора.

Ужгород.

 

ИЗ ДОСЬЕ «ГОЛОСА УКРАИНЫ»

Василий Коцан (на снимке) родился 9 января 1984 г. в с. Великий Раковец Иршавского района на Закарпатье.

Окончив школу с золотой медалью, сразу же поступил на исторический факультет Ужгородского национального университета. Получил в 2006 г. диплом специалиста. В тот же год начал работать в Закарпатском музее народной архитектуры и быта: старший научный сотрудник, заведующий отделом, заместитель директора.
С января 2017 года возглавляет ужгородский скансен.
Кандидат исторических наук. Работу в музее совмещает с преподавательской деятельностью на должности доцента кафедры истории Украины УжНУ.