Это не отказ от государственного имущества. Это превращение его в инвестиционные объекты 
 
Согласно Закону «О приватизации государственного и коммунального имущества», приватизация в 2018 году будет проходить по двум направлениям: объекты большой и малой приватизации. К объектам большой приватизации относятся объекты государственной или коммунальной собственности, стоимость активов которых согласно данным финансовой отчетности за последний отчетный год превышает 250 млн грн. Также это единые имущественные комплексы государственных предприятий и пакеты акций (долей) субъектов хозяйствования, в уставном капитале которых более 50 процентов акций (долей) принадлежат государству. Соответственно остальные объекты подпадают под малую приватизацию.
В государственном бюджете заложена сумма в 21,3 млрд грн, которые государство планирует получить от приватизации 2018 года. Однако за шесть месяцев становится понятным, что государственный бюджет в этой части придется пересматривать, ведь планы приватизации претерпели определенных изменений.
В то же время, все представители власти, ответственные за приватизацию, четко понимают, что, передавая объекты из государственной собственности в частную, государство передает их на определенных условиях инвесторам, под управлением которых они усилят экономический потенциал страны. Не должно больше быть разрушенных и заброшенных промышленных объектов. Экономика страны должна формироваться на базе собственного производственного и ресурсного потенциала.
 
Намерения
 
Кабинет Министров Украины 10 мая 2018 года утвердил перечень больших государственных предприятий, которые планируется приватизировать в 2018 году. В перечне было 26 предприятий. Но позже некоторые объекты были исключены. В частности, ПАО «Аграрный фонд» и ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины». Исключение объектов усиливает предварительно выраженное мнение о том, что наполнение бюджета от приватизации может не отвечать заложенным показателям. Поэтому нужно или вносить изменения в бюджет на 2018 год, или определять другие объекты, равнозначные по инвестиционным интересам и цене исключенным.
Вместе с тем надо сказать, что логика исключения этих двух объектов понятна. ПАО «Аграрный фонд» — это единственное предприятие государственного сектора экономики, выполняющее функцию ценового регулятора на рынке зерна в Украине. Предприятие не имеет собственного производства, а основные его активы — это средства на счетах, дебиторская задолженность и запасы зерна на других элеваторах.
Другой объект — ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» — должник. В корпорации два кредитных соглашения на общую сумму 3 млрд долларов с Экспортно-импортным банком Китайской Народной Республики. Без решения вопроса погашения задолженности по кредитному соглашению, в обеспечение обязательств по которому предоставлены государственные гарантии, вся сумма долга корпорации может лечь бременем на государственный бюджет, а приватизация принести только убытки.
Среди объектов-должников — ГП «Завод алюминиевой фольги», имеющий просроченную задолженность перед государством по кредиту 1997 года.
Также среди предприятий, которые планируется приватизировать в 2018 году, 14 имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства. В частности, это «Центрэнерго» и отдельные облэнерго, «Объединенная горно-химическая компания», «Турбоатом», «Завод «Электротяжмаш», «Днепровский электровозостроительный завод», «Сумыхимпром», «Одесский припортовый завод», «Запорожский титано-магниевый комбинат», «Индар».
 
Особенности
 
Одним из условий, по которому определенный объект может заинтересовать инвестора, являются стимулы привлечения инвестиций. В наших условиях инвестор должен вложить средства и в производственные мощности (например, оборудование), и в обеспечение получения качественного конкурентоспособного ресурса.
Берем, к примеру, облэнерго. Могут возникнуть у инвестора вопросы по техническому состоянию энергетической инфраструктуры. В частности, электрических сетей разных классов напряжения, повышения их надежности, качества и безопасности поставки электроэнергии потребителям. Также инвестор должен четко понимать, кто является конечными потребителями электрической энергии — промышленные предприятия или население. Ведь от этого зависит розничная цена на электрическую энергию. В совокупности — все эти расчеты будут закладываться в предлагаемую для продажи стоимость объекта.
Наблюдать общественность и бизнес будут за приватизацией Одесского припортового завода. Прошлогодний провал приватизации ОПЗ запомнился не только громкими судебными делами в Стокгольмском арбитраже, задержанием руководства, но и манипуляциями с ценой завода. Стартовая приватизационная цена в этом году составит всего 54 млн долларов, что в 10 раз ниже цены, которая была три года назад. Хотя, как и тогда, ОПЗ остается одним из самых крупных предприятий химической отрасли Украины.
В контексте медицинской реформы и использования на украинском рынке инсулина польского производства, не без внимания останется приватизация завода «Индар». Это предприятие осуществляет производство инсулинов и других средств, влияющих на пищеварительную систему и метаболические процессы, антитромботических средств, антидотов, препаратов, помогающих при пищеварении (в том числе ферментных). На предприятии налажен выпуск 28 лекарственных форм инсулина (генно-инженерного, свиного монокомпонентного и человеческого полусинтетического инсулина во флаконах и картриджах), организовано производство собственных субстанций инсулинов. При наличии эффективного менеджмента и надлежащего инвестирования, это одно из тех предприятий, которое может выпуском востребованной на рынках продукции стать конкурентоспособным не только на внутреннем рынке, но и претендовать на внешний рынок.
 
Ожидания
 
Проводя анализ предприятий, которые включены в перечень больших объектов, подлежащих приватизации, важно расставить отдельные акценты:
— приватизация должна быть эффективной. Не только получение прибыли и наполнение бюджета, а развитие и усиление экономического потенциала страны за счет предприятий, эффективность развития которых возможна с хорошими инвестициями и управленческим менеджментом;
— приватизация должна оставить за государством возможность контроля за использованием предприятий. Проводя приватизацию, мы не лишаемся нашего имущества. Мы на четких условиях передаем его инвесторам, которые не смогут менять целевое назначение объектов и условий их работы в пределах экономики страны;
— приватизация должна учитывать возможности государственно-частного партнерства, как дальнейшей перспективы преобразования заброшенных промышленных комплексов в инвестиционные предприятия отрасли.
Исходя из этих условий, по итогам успешной приватизации 2018 года, страна сможет усилить свои экономические способности, граждане — получить рабочие места и надлежащие условия труда, рынок пополнят собственные товары и услуги, партнеры будут иметь продукцию надлежащего качества и цены.
 
Игорь ЛАПИН,
народный депутат Украины.