В данное время в хозяйственных судах Украины находится более 200 производств, где органами прокуратуры и другими государственными органами поднимается вопрос относительно признания права государственной собственности на объекты, принадлежащие профсоюзным организациям, изъятия и передачи их в государственную собственность. Уже вынесен ряд решений, согласно которым профсоюзы лишены права собственности на свыше 70 принадлежащих им объектов.

Идем в Европу, а поступаем не по-европейски

Ситуация усложняется тем, что в ряде случаев в судебном порядке ставится вопрос также о выселении профсоюзных органов из занимаемых ими зданий и помещений, что усиливает напряжение в отношениях между Кабинетом Министров Украины и Федерацией профессиональных союзов Украины, которые являются социальными партнерами.
Почему же в Украине, объявившей о своем стремлении быть цивилизованным, демократическим, правовым европейским государством, происходят такие события, которые отнюдь не соответствуют этому стремлению и этим намерениям?
Почему, как свидетельствуют результаты анализа соответствующих судебных дел, судами не принимается во внимание исторический аспект формирования независимых профессиональных союзов Украины? Ведь в решении Высшего хозяйственного суда Украины от 19 февраля 2015 года было прямо рекомендовано соответствующим судам обратить внимание на необходимость ретроспективного исследования вопросов реорганизации профсоюзных организаций СССР и образования Федерации независимых профсоюзов Украины, изучать компетенцию профсоюзных органов СССР, в частности, Всеобщей конфедерации профсоюзов СССР принимать решения об изменении правового режима имущества, которое находилось в его собственности, и передавать спорное имущество в собственность другим организациям.
Однако этот вопрос в основном судами не исследуется.
Суды, вынесшие решение о признании права государственной собственности на имущество, принадлежавшее профсоюзам, не учитывают, что имущество, которое было во владении общесоюзных организаций, на основании актов законодательства Украины стало государственной собственностью лишь временно. То есть, в решениях судов относительно имущества профсоюзных организаций должно было бы отмечаться, что имущество, которое изымается или относительно которого принимается другое решение, передается в государственную собственность до окончательного решения вопроса о его надлежащем собственнике.

Имущественные претензии к профсоюзам — безосновательны

Чтобы сложившаяся ситуация с отчуждением профсоюзного имущества стала более понятной, надо проанализировать некоторые исторические факты и события. Например, согласно уставу, утвержденному XVIII съездом профсоюзов СССР, единой общесоюзной профсоюзной организации не существовало — то была сеть ЦК отраслевых и советов территориальных (республиканских, краевых и областных) организаций профсоюзов. Более того, шесть профсоюзов имели лишь централизованную общесоюзную структуру без соответствующих территориальных подразделений. На уровне советов в их состав входили представители всех местных отраслевых профсоюзов, что и делало эту систему замкнутой. В единой системе профсоюзов бывшего Союза ССР Укрпрофсовет представлял республиканскую организацию и имел статус юридического лица.
XV Съезд профсоюзов Украины, который состоялся в октябре 1990 года и по решению делегатов был преобразован в I Учредительный съезд независимых профсоюзов Украины, принял Декларацию о создании Федерации независимых профсоюзов Украины и провозгласил независимость профсоюзов Украины от государственных и хозяйственных органов республики и СССР. В п. 26 Декларации было указано, что Совет Федерации является правопреемником Укрпрофсовета, и все имущество Федерации является собственностью последнего.
А уже 27 октября 1990 года XIX съездом профсоюзов СССР было принято постановление «О собственности профсоюзов СССР», согласно которому профсоюзные объекты — единственная собственность профсоюзов СССР, правопреемник собственности которой является Всеобщая конфедерация профсоюзов СССР. Итак, на начало 1992 года — до принятия Верховной Радой Украины соответствующих постановлений и до создания Фонда государственного имущества Украины —фактически состоялось окончательное юридическое урегулирование статуса и разграничение принадлежности имущества профсоюзных организаций. А именно: все имущество, расположенное на территории Украины, независимо от пребывания его в ведении центральных профсоюзных органов СССР или Украинской СССР либо других союзных республик, перешло в собственность Федерации независимых профсоюзов Украины.
Таким образом, у органов государства — как с точки зрения верховенства права, так и с точки зрения соблюдения принципа законности — нет правовых оснований для выдвижения имущественных претензий к Федерации профсоюзов Украины и ее членским организациям относительно имущества, приобретенного в порядке правопреемства от Укрпрофсовета и Всеобщей конфедерации профсоюзов СССР.
Федерация независимых профсоюзов Украины (сейчас — Федерация профессиональных союзов Украины) в ноябре 1990 года получила имущественные объекты на правах собственности от Всеобщей конфедерации профсоюзов Союза ССР по договору в установленном порядке и согласно действующему на то время законодательству. Так что нужно сделать вывод, что постановления Верховной Рады Украины от 10 апреля 1992 г. и от 4 февраля 1994 г. на передачу имущества общественных организаций бывшего Союза ССР Фонду государственного имущества Украины не распространяются на Федерацию независимых профсоюзов Украины, а ныне — Федерацию профсоюзов Украины. В связи с этим у государства нет никаких оснований для выдвижения претензий к ФПУ относительно имущества, законно приобретенного ею в установленном порядке.

Нам мстили и мстят за поддержку Майдана

Но все это не останавливало и не останавливает тех, кто пытается захватить имущество профсоюзов. Своего апогея рейдерские атаки достигли в начале декабря 2013 года, когда профсоюзы поддержали участников Евромайдана, приютили их в своем здании на Майдане Незалежности, согрели и защитили их от преследований.
Реакция власти была мгновенной — на протяжении недели принято 13 незаконных судебных решений о фактической конфискации имущественных объектов ФПУ. Весь профсоюзный аппарат по несколько раз прошел через допросы следователей как соучастники, по мнению следователей, массовых уголовных волнений. Дом профсоюза сожгли спецподразделения. Нам была понятна логика рейдерской политики Семьи. С ее точки зрения Закон и народ — это ничто, есть только право сильного.
После Революции Достоинства все надеялись, что власть стала новой, демократичной, справедливой, очищенной от личных интересов, коррупции и заказов. К сожалению, реальные события дают основания говорить о другом. Эстафету рейдерских атак быстро подхватили заказчики, желающие нагреть руки на профсоюзах. Прокуроры снова потянулись в суды с исками и жалобами. Появились новые незаконные решения о якобы признании за государством права собственности на объекты, законным собственником которых в течение десятилетий были и остаются профсоюзы.
Теперь привлечены судьи Верховного Суда, которые вопреки Закону, исходя лишь «из собственного правосознания», готовы конфисковать имущество профсоюзов и уже принимают необходимые кому-то решения. Одновременно искусственно подогревается интерес к профсоюзному имуществу в средствах массовой информации.
Напомним, что в 2008 году, до прихода предыдущей власти, тот же Верховный Суд Украины категорически отказал Генеральной прокуратуре в рассмотрении заявления о признании незаконным создание профсоюзных хозяйственных обществ, будучи убежденным, что законные основания для такого заявления отсутствуют. Теперь, прикрываясь государственными интересами, к атакам на профсоюзные объекты присоединились и местные «князьки». Их аппетиты сосредоточились не только на санаториях и туристических объектах. По таким же схемам начали «отжымать» учебные центры, учреждения культуры, спорта, детские оздоровительные лагеря и даже административные здания профсоюзов — единственное место в регионе, куда простые люди еще могут свободно прийти, пожаловаться на нарушенные права и бесплатно получить реальную помощь. Никого не интересует дальнейшая судьба этих заведений и их работа для людей. Реальный интерес — это лакомые земельные участки и здания в курортных зонах и центрах городов.
Трудно представить, чтобы в какой-то стране Европы, куда двигается наша страна, так цинично и откровенно попирались права, силой, незаконно отбиралось имущество правозащитной общественной организации.

Проблему надо решать на законодательном уровне

Как решить эту наболевшую для профсоюзов, общества, людей труда проблему? Что предлагают профсоюзы?
Во-первых, прекратить нарушение законных прав профсоюзов, в том числе — имущественных. Остановить рейдерские атаки на имущество, которое принадлежит профсоюзам по закону и праву.
Во-вторых, надо решать этот вопрос в законодательном поле. Мы предлагаем внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона Украины «О внесении изменений в статью 34 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Этот законопроект исходит из принципа обеспечения соблюдения равных прав профессиональных союзов по сравнению с некоторыми другими общественными организациями в вопросе урегулирования права собственности на их имущество (что было сделано в законодательном или судебном порядке). Так, статьей 21 Закона Украины «О профессиональных творческих работниках и творческих союзах» предусмотрено, что источником формирования имущества и средств творческих союзов является, в частности, имущество бывших общесоюзных творческих союзов Союза ССР, к которому относятся располагающиеся на территории Украины здания, сооружения, материально-технические средства, которые по состоянию на 24 августа 1991 г. согласно правоустанавливающим документам находились в ведении творческих союзов бывшего Союза ССР или во владении либо пользовании соответствующих республиканских или территориальных структур.
Проектом указанного закона предлагается дополнить статью 34, которой предусмотреть, что профсоюзы, их объединения являются владельцами имущества профсоюзов, их объединений бывшего Союза ССР и УССР, приобретенного до 24 августа 1991 года за счет собственных средств, имущества, расположенного на территории Украины и переданного им в собственность, ведение, владение или пользование по решению органов государственной власти, других государственных органов бывшего Союза ССР и Украинской ССР, а также имущество юридических лиц, созданных согласно законодательству при участии профсоюзов, их объединений.
Законопроектом отдельно предложено урегулировать вопрос дальнейшего использования имущества, принадлежавшего профсоюзам, их объединениям, но по решению соответствующих судов признанным государственной собственностью, и другие пункты.
Таким образом профсоюзы выступают за цивилизованное, правовое решение этого вопроса на законодательном уровне и будут со своей стороны делать все, чтобы это произошло. Мы ждем взаимопонимания и сотрудничества также от партнеров по социальному диалогу.

 

Григорий ОСОВОЙ,
председатель СПО объединений профсоюзов,
председатель Федерации профсоюзов Украины.