Новая книга «Самосвітне Сузір’я: театральна хроновізія» Алексея Кужельного (на снимке), народного артиста Украины и художественного руководителя киевского театра «Сузір’я», была презентована на Киевском Арсенале. Слово «хроновизия» в подзаголовке свидетельствует, что перед нами авторская история театра. Книга написана в особой манере поиска: художественного стиля, художественной памяти, художественного травелога.

Здесь собраны более сотни статей, которые в разное время были написаны о театрально-художественных вехах. Алексей Кужельный — не просто один из творцов украинского театрального мира современности, но и удивительный рассказчик, который, говоря о театре, в то же время обращает внимание на людей, города, историческую память, бывальщины... Именно поэтому «Самосвітне Сузір’я» — книга, имеющая не только художественный вкус, но и вкус времени, которое ощущаешь, путешествуя по страницам, блуждая в лабиринтах, будто в романах Милорада Павича или Маргарет Этвуд.
Это издание могло бы стать путеводителем в современный европейский и мировой театр, но также это и хроновизия-травелог, книга путешествий человека, наделенного острым глазом и уникальной памятью.
Кужельный хочет дематериализовать мир, деавтоматизировать восприятие, стирая границы между физическим и реальным. Сами названия статей и эссе говорят о том, что автор живет в особом мире неофальшивленной экзистенции, в измерениях красоты и свободы: «Його божественне «Я», «Мускулатура фантазії», «Краса в очах того, хто бачить», «Презумпція культури», «Пілігрими прекрасного», «Агресія наготи»... Десятки названий, за каждым из которых — лично пережитая история в индивидуальном и художественном времени. Это история встреч «Своего» и «Чужого».
А. Кужельный не только художник, который каждым материалом воплощает неокантианский взгляд на «Прекрасное» и «Возвышенное», но также интеллектуал, который во время встречи с другим опытом проявляется в чертогах памяти о прошлом тех городов, в которые попадает. Книга наполнена сентенциями и афоризмами, анекдотами и интересными наблюдениями, которые стоит применить и ко дню сегодняшнему, в частности для того, чтобы понять, в чем состоит истинная жизнь, как не офальшивить действительность, как не обидеть другого, как сформировать открытое общество, живущее по принципам уважения к своему и готовое перенять опыт других.
Эта книга остается в памяти, которая имеет способность проходить сквозь время и обладает ароматами, волшебными запахами, может инспирировать наше читательское воображение: «Місто, яке не тане, складене з кубиків рафінаду, в ранковому серпанку зовсім видається маревом, що проявилося у кавовій хмарці. Каву тут п’ють із кардамоном. Її міцність, яскраві смак і запах бадьорять і поєднують із дійсністю».
Кужельный воспринимает мир вокруг себя как пространство красоты, которое должно вдохновлять человека на познание и созидание. Вместе с тем в этом издании много сугубо профессионального анализа театральных спектаклей, а именно «Отель «Мафусаил», который был показан на Эдинбургском театральном фестивале в 2011 г. А. Кужельный анализирует текст пьесы, используя метафору «человек без памяти — человек без головы», которая реализована в пьесе буквально.
Размышления рассказчика о философии тела и обнаженном теле как приеме современного театра и культуры кажутся интересными. Кстати, подобных экспериментов не боится и украинский театр, в частности «Сузір’я». Эта книга написана в честь этого театра, к созданию которого и причастен автор.
Книга А. Кужельного показывает, что мир вокруг разнообразен и прекрасен. В ней откровенно проговорены щекотливые темы фейковой реальности и постправды, идентичности, травмы, исторической/коллективной и индивидуальной памяти, тела. Но в эпицентре каждого путешествия в «другой» мир — украинский взгляд, и, надо отдать должное, такой ракурс восприятия привлекает и побуждает к осмыслению своей культуры. А. Кужельный создал искусно переосмысленное и пережитое жизнеописание театра «Сузір’я», который в этом году отметил свое 30-летие. Это хроновизия тонкого наблюдателя, наделенного вкусом, философским восприятием времени и почти рентгеновским улавливанием ситуаций, людей, спектаклей, новых приемов и технологий, которые использованы на сцене во время действа.

Дмитрий ДРОЗДОВСКИЙ.
Фото Екатерины СМОЛЯНИНОВОЙ.