Хмельницкий институт социальных технологий Университета «Украина» - ведущее заведение инклюзивного высшего образования на Подолье

Сегодня мы являемся свидетелями и активными участниками реформационных изменений в развитии инклюзивного образования в Украине.
Подписание закона о внесении изменений в Закон Украины «Об образовании» об особенностях доступа лиц с инвалидностью к образовательным услугам, утверждение Положения об инклюзивно-ресурсных центрах, принятие Распоряжения о «Национальной системе институционного ухода и воспитания детей на 2017—2026 годы» предусматривают постепенный переход от институционного ухода и воспитания к инклюзивному обучению в общеобразовательной системе нашего государства.

Реформационные изменения, которые обусловлены социальной значимостью проблемы равного доступа к качественному образованию и которые происходят сегодня в общеобразовательной системе (а Университетом «Украина» реализуются уже второе десятилетие), свидетельствуют о важной миссии создания условий для безбарьерного получения высшего образования молодежью с инвалидностью.
Университет имеет учебно-воспитательные подразделения во многих городах Украины — институты, колледжи, филиалы, факультеты, среди которых и Хмельницкий институт социальных технологий Университета «Украина» (ХИСТ), который является одним из ведущих заведений высшего образования негосударственной формы собственности в области, обеспечивающим условия для равного, безбарьерного доступа к высшему образованию студентам с разным состоянием здоровья и имеющим 19-летний опыт внедрения инклюзивного обучения в высшей школе Хмельницкой области.
Примечательно, что в консолидированном рейтинге Министерства образования и науки Украины Хмельницкий институт социальных технологий уже несколько лет подряд удерживает третье место среди вузов города и пятое место по области, что является показателем высокого уровня академической и научной подготовки студентов и профессорско-преподавательского состава.
Ежегодно в учебном заведении среди здоровых ровесников получает высшее образование молодежь с инвалидностью, наибольшую группу среди которых составляют студенты с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ДЦП, с нарушениями слуха,  проблемами зрения и т. п.
Всего сегодня в институте учатся около тысячи студентов, среди которых 60 — люди с инвалидностью. Стоит отметить, что заведение обеспечивает равный доступ к обучению студентам с разными нарушениями при условии полного выполнения учебного плана. Для этого при поступлении студенты с инвалидностью предоставляют справку МСЭК, которая является подтверждением того, что они по состоянию здоровья могут учиться по выбранной специальности и работать по соответствующей специальности.
Проблема инклюзивного образования имеет комплексный характер, поэтому обязательным условием внедрения инклюзии в заведении высшего образования является наличие специального подразделения с мультидисциплинарной командой специалистов. В ХИСТ это Центр социальной инклюзии, функционирующий уже более 10 лет.
Основные функции такого центра — создание инклюзивного образовательного пространства, посредническая и координационная деятельность в организации социальных контактов, сотрудничестве со студентами с особыми потребностями и их родителями. Специалисты, входящие в его штат, — это руководитель, координатор связей между абитуриентами и студентами с особыми потребностями и профильными преподавателями, оператор интернет-ресурса, методист физической реабилитации, социальный педагог и психолог, переводчик украинского жестового языка.
Основным направлением деятельности Хмельницкого института по внедрению инклюзии в учебный процесс является обеспечение развития внутренней и внешней инклюзивной образовательной среды как составляющей инклюзивного пространства заведения.
Развитие внутренней инклюзивной образовательной среды начинается с создания архитектурной безбарьерности заведения. В этом направлении установлены пандусы, соблюдены требования по ширине дверных проемов и высоте порогов для удобного и свободного передвижения студентов-колясочников, применена контрастность цветов в коридорах, обустроены указатели с названиями кабинетов и этажей для студентов с нарушениями зрения и т. п. Для транспортировки студентов с инвалидностью осуществляется сотрудничество с социальным такси города, оборудованным для перевозки лиц на инвалидных колясках.
Также для создания безбарьерного доступа к образованию такой категории молодежи на базе института функционирует учебно-реабилитационный центр, оборудованный слухо-речевым тренажером, слуховыми аппаратами БМ-системы, ПК с программным обеспечением для студентов с нарушениями слуха, увеличительными лупами, лупами-линейками для чтения, линзами для рассмотрения карт и рисунков, телевизионными увеличителями для чтения, рельефно-точечной азбукой Брайля для слабовидящих и т. п. Для осуществления физической реабилитации студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата центр обеспечен такой аппаратурой, как: аппараты тракционного вытягивания позвоночника, лазерной терапии, ультразвука, лимфодренажа, профилакторы Евминова, массажные кушетки, аппараты для электропунктурной диагностики и т. п.
Не менее важно для создания инклюзивного образовательного пространства формирование инклюзивной компетентности преподавателей и всего персонала, которое происходит через разработку и внедрение спецкурсов, тренингов, мастер-классов, школы инклюзивного мастерства и 
т. п., содержание которых предусматривает формирование комплекса компетенций, необходимых для работы в условиях образовательной инклюзии. У преподавателей это условие успешности профессиональной деятельности в инклюзивном заведении высшего образования, поэтому в институте такие мероприятия проводятся ежегодно, они обязательны для всех штатных сотрудников.
Кроме преподавателей, инклюзивная компетентность активно формируется и у студентов: это возможность эффективного учебного сотрудничества и активного влияния на процесс инклюзии студентов с особыми потребностями через формирование их психологической готовности к активному и продуктивному функционированию в инклюзивном образовательном пространстве. А именно: внедрение элементов студенческого самоуправления; наполнение жизни вуза идеями по развитию инклюзивного общества; создание системы помощи в адаптации молодежи с особыми потребностями, начиная с поступления в вуз и заканчивая выпуском; четкая работа Центра социальной инклюзии по предупреждению конфликтов, которые могут возникнуть в студенческом коллективе; создание клубов по интересам, в том числе спортивных, в которых принимают участие студенты с инвалидностью; организация системы социально-педагогической самопомощи во внутренней образовательной среде заведения; расширение и углубление социального опыта через организацию и самоорганизацию содержательного досуга студентов с особыми потребностями и т. п.
Особую роль в формировании инклюзивной компетентности студента играют традиции общения и взаимодействия для выработки у них положительных привычек, упрочения навыков взаимопонимания и совместной деятельности. Это разные соревнования, походы и экскурсии, тематические кураторские часы, занятия-ознакомления с традициями коллектива; формы организации коллективного труда для активного использования и получения опыта, а также для сотворчества, поиска новых форм, примеров, результатов деятельности; поощрительные мероприятия для студентов с инвалидностью к участию в общественно-полезных проектах с использованием всех возможных для них средств их достижения и осуществления.
В Хмельницком институте студенты с инвалидностью являются активными участниками общественной, научной и спортивной жизни, ежегодно принимают участие и занимают призовые места в общеуниверситетских спартакиадах, конкурсах красоты, студенческом фестивале творчества «Сияние надежд», конкурсах научных работ университетского и всеукраинского уровня и т. п. Например, в этом году студентка с инвалидностью Валерия Осмолян, которая учится на 4-м курсе по направлению подготовки «Психология», на Всеукраинской олимпиаде по психологии в Переяслав-Хмельницком одержала победу в номинации «Гордость психологической науки», двое студентов с инвалидностью, которые учатся на специальности «Физическая реабилитация», в составе футбольной команды института заняли первое командное место в премиум-лиге Открытого чемпионата Хмельницкого по футболу среди любительских команд сезона 2017—2018 гг.
Также Центром социальной инклюзии проводится работа по позиционированию историй успеха в жизни «особенного» студента. Для мотивации и положительного настроя студентов применяются такие формы, как: организация встреч с людьми с инвалидностью, достигшими успеха в профессиональной деятельности и жизни; книжные выставки и открытые читальни, посвященные вопросам самореализации людей с инвалидностью, «инклюзивный кинотеатр», просмотр художественных и документальных фильмов, роликов социальной рекламы о проблемах людей с инвалидностью с дальнейшим обсуждением на кураторских часах.
Среди выпускников и студентов института — много людей с инвалидностью, которые достигли значительных успехов в общественной и спортивной жизни: поэтов, общественных деятелей, художников, спортсменов и т. п. В их числе — журналистка, поэтесса, писательница теле- и радиоведущая, глава ОО «Творческая сотня «Рух до перемоги» Оксана Радушинская (выпускница специальности «Журналистика»); тренер «Инваспорта», мастер спорта Украины по футболу и плаванию, кандидат в мастера спорта по бильярду и настольному теннису, четырехкратный чемпион Украины по бильярду Олег Столярчук (выпускник специальности «Физическая реабилитация»); основатель БФ «ВО Твори добро» Максим Мужичук (выпускник специальности «Социальная работа»); мастер спорта Украины по плаванию Елена Истомина (выпускница специальности «Социальная работа»); мастер спорта Украины по плаванию Вадим Гусар (студент специальности «Здоровье человека») и другие.
Еще одно условие внедрения инклюзии, которая реализуется в нашем заведении, — это организация научных исследований по изучению образовательных нужд студентов с инвалидностью в условиях образовательной инклюзии. На сегодняшний день в ХИСТ на тему инклюзивного образования защитили 6 кандидатских и 1 докторскую диссертацию; ежегодно проводятся конференции и круглые столы регионального и всеукраинского уровня, в которых традиционно принимают участие ученые и практики со всей Украины, которые занимаются проблемами внедрения инклюзии. К тому же, до 2021 г. в институте реализуется тема научно-исследовательской работы «Содержание и технологии педагогической, социально-психологической, реабилитационной и информационной деятельности с людьми с особыми потребностями», в рамках которой студенты и преподаватели постоянно участвуют в разных конкурсах научных работ, осуществляют публикации и выступают с докладами о внедрении инклюзии в образовании. Например, только за последний год преподавателей института отметили премиями и призовыми местами в научных конкурсах за значительные достижения в развитии инклюзивного образования: директор институт был отмечен областной премией им. Н. Дарманского; доцент кафедры социальной работы Наталия Островская заняла третье место, а также многие преподаватели получили грамоты и благодарности в областных и городских конкурсах научно-исследовательских работ.
Следующим направлением работы Центра социальной инклюзии является формирование внешней образовательной среды, которая предусматривает поощрение региональных бюджетных источников финансирования, средств местного бизнес-сообщества с целью формирования инклюзивного образовательного пространства и материально-технической базы заведения. Например, оборудование учебно-реабилитационного центра института приобретено в рамках участия в грантовом микропроекте Украинского фонда социальных инвестиций «Социально-педагогическое сопровождение обучения социально уязвимых групп студентов» на сумму 100 тысяч долларов США, а обучение студентов с инвалидностью уже многие годы финансируется за счет Хмельницкого областного отделения фонда социальной защиты инвалидов. В этом контексте институт тесно сотрудничает с громадой города и области по активному привлечению к продвижению идей инклюзивного образования. В частности, взаимодействует с территориальными управлениями образования, труда и социальной защиты населения, с общественными организациями (УТОС, УТОГ и т. п.), с общеобразовательными и специальными заведениями, в которых учатся дети и молодежь с инвалидностью, родителями. Для проведения информационной кампании в поддержку инклюзивного образования постоянно привлекаются региональные средства массовой информации.
Кроме этого, с 2016 г. в Хмельницком институте появилось еще одно направление работы — это психолого-педагогическое сопровождение обучения студентов-военнослужащих, которые вернулись из зоны АТО. Актуальность определения этого направления заключается в том, что воинам-участникам АТО приходится привыкать к условиям мирного (гражданского) социума, а одним из главных условий этого является овладение новой, невоенной, специальностью и дальнейшее трудоустройство. Особенно актуален этот вопрос для военнослужащих, которые в результате боевых действий на востоке Украины получили ранение или инвалидность. Значительную финансовую помощь в обучении студентов-воинов АТО предоставляют хмельницкие городские и областные власти, которые ежегодно осуществляют компенсацию за их обучение в размере от 50% до 100%. Со своей стороны в институте, кроме скидки на обучение, предоставляется помощь в адаптации этих студентов: организация системы социально-психологической самопомощи; расширение и углубление социального опыта через организацию и самоорганизацию содержательного культурного досуга и т. п. Организация гибкой системы обучения для студентов, которые не могут постоянно посещать аудиторные занятия из-за пребывания на лечении в госпиталях или в служебных командировках, происходит с помощью современной системы интернет-сопровождения учебы с использованием платформы МООDLE.
Кроме того, проводятся постоянные научные исследования проблем, которые касаются участников АТО и членов их семей, проходят научно-практические конференции всеукраинского уровня, круглые столы, семинары и т. п. Результаты этих исследований постоянно публикуются в соответствующих профессиональных изданиях.
Таким образом, опыт Хмельницкого института социальных технологий Университета «Украина» доказывает, что заведение высшего образования может быть одним из результативных субъектов создания и реализации инклюзивного образовательного пространства с обеспечением всех необходимых условий для обучения «особенных» студентов на равных условиях с другими в контексте гуманизации и демократизации высшего образования.

Михаил ЧАЙКОВСКИЙ, 
доктор педагогических наук, профессор,
директор Хмельницкого института социальных технологий
Университета «Украина».