Укр | Рус
Загрузка...
Голосование
Следите ли вы за курсом валют?

Голосовать

Доверяете ли вы украинским банкам?

Голосовать

По вашему мнению, какой лучший метод хранить сбережения?

Голосовать

На что вы тратите самую большую часть месячного бюджета?

Голосовать

Удается ли вам ежемесячно экономить?

Голосовать
На главную
10.07.2018

Закон «О высшем образовании»: с поправками на...

Александр СПИВАКОВСКИЙ

Закон «О высшем образовании»: с поправками на национальный интерес и требования времени

Для развития любой страны в современном мире человеческий фактор приобретает исключительное значение, а качество человеческого капитала становится определяющим фактором успеха.
Уже ныне мы наблюдаем начало настоящих баталий за мозги и рабочие руки на уровне стран и регионов. Образовательная и трудовая миграция украинцев за границу — наглядные проявления этих противостояний.
Следует отметить, что соседние страны проявили большую гибкость, оперативно изменив собственное законодательство, чтобы решить свои кадровые или демографические проблемы за счет близких ментально украинских мигрантов. Ведь хорошо известно, что в Украине непревзойденный человеческий капитал и неплохая система образования. И есть множество примеров, когда на новом месте наши люди быстро становились успешными.

Трудовая и образовательная миграция существовали всегда. Ведь всегда были страны и территории, которые предоставляли лучшие возможности для самореализации и капитализации личности. А любой человек ищет там, где лучше. Однако уже несколько лет Украина в силу многих факторов постепенно превращается в донора человеческого капитала. А так недалеко и до полного обескровления украинского организма...
Должны признать: наша страна, к сожалению, оказалась не готова к такому вызову. Лишь ныне, когда образовательная и трудовая миграция получили массовый характер, у власти появилось четкое осознание необходимости общенациональной стратегии формирования и возвращения человеческого капитала. И определенные наработки в этом смысле уже сделаны. Но следует понимать, что такая программа будет требовать и времени, и финансовых ресурсов. А начинать что-то делать нужно уже сейчас.
Система высшего образования — одна из тех базовых площадок, на которых происходит формирование и капитализация человеческого капитала. И за счет пересмотра и осовременивания (с поправками на требования времени) отдельных законодательных норм, регулирующих эту сферу, можно было уже сейчас начать влиять на происходящие негативные процессы. Прежде всего на приобретающие угрожающие для национальной безопасности масштабы или формы.
Остановлюсь лишь на некоторых из тех изменений, которых требует Закон Украины «О высшем образовании».

Контролируем не там?

Возлагая на заведения высшего образования важные для себя образовательные и социальные функции, финансируя это за счет налогоплательщиков, украинское общество вправе контролировать результат. Но вот парадокс: строго и придирчиво контролируя уровень знаний тех, кто поступает в университет, мы не имеем четких критериев оценки уровня капитализации молодого человека, оканчивающего вуз. Дипломы после окончания вузов у нас получают почти все.
В украинских вузах, как показывает практика, процент «отсева» студентов не превышает 5 процентов. Так, в Харьковском национальном университете имени В. Н. Каразина количество отчисленных по итогам 1-го курса не превышает 2, а по итогам 4-го курса — 2,5 процентов. В Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко общеуниверситетский показатель отчисления составляет 4,7 процента на дневной форме обучения и 11,6 — среди заочников.
Одним из немногих исключений в этой общей тенденции можно было бы считать Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского». Да и то — лишь по показателю отчисления по результатам первой сессии, который составляет здесь около 10 процентов (на бакалаврате процент отчисленных близок к средним показателям остальных отечественных университетов).
Во всем мире практикуют совсем другой, более прагматичный, подход: границы там строят не на входе, а на выходе. То есть поступить в университет может практически каждый, а вот диплом получит только тот, кто покажет высокий уровень знаний на протяжении всего периода обучения. В большинстве ведущих университетов мира показатель «отсева» первокурсников иногда достигает 40 процентов от набора. И это считается абсолютно нормальным.
Нужно ли нам внедрять иностранный опыт? Убежден: этот вопрос требует детального изучения, возможно, даже экспериментальным путем. Ведь функция селекции является чуть ли не самой важной из тех многих функций, которые общество возлагает на университеты. Без нее заведения высшего образования фактически превращаются в фабрики по выдаче дипломов. А это, согласитесь, не мотивирует к повышению качества знаний ни молодежь, ни сами учебные заведения.
Пришло время существенно усовершенствовать действующую систему поступления. Этот факт уже ни у кого не вызывает сомнений. Мы должны наконец сами себе ответить: наш выбор — ограничение или расширение доступа молодежи к образовательной среде? Совершенно понятно, что, учитывая современные реалии, нужно стремиться к снятию искусственных барьеров, которые мешают доступу молодежи к высшему образованию. Возможность «войти» в образовательную среду должны получить все, кто этого хочет. А дальше, через внедрение института квалификационных экзаменов, каждый студент должен время от времени подтверждать уровень своих знаний. Обучение будут продолжать те, кто, пройдя через это «сито», продемонстрировал надлежащий результат.

Нужно ли нам ВНО?

Потенциального работодателя не интересует, насколько легко будущий студент запоминает факты и сдает ВНО. Его интересует уровень знаний и компетентностей, который имеет человек с дипломом. К сожалению, должны признать: наша система поступления не создает мотивации к обучению, она создает лишь преграды.
В одну из них постепенно превратилось ВНО. В свое время механизм внешнего независимого оценивания был внедрен с целью борьбы с коррупцией при поступлении. Однако в нынешних условиях ВНО существенно сужает возможности доступа молодежи к образовательной среде.
Но совсем отказываться от него нам пока не следует. Внешнее независимое оценивание должно остаться прежде всего как средство измерения знаний абитуриента, как ориентир для вуза. А на общегосударственном уровне ВНО могло бы стать действенным механизмом регулирования подготовки специалистов в зависимости от потребностей рынка труда. Возможно, был бы смысл оставить внешнее независимое оценивание для отдельных специальностей. Скажем, таких, которыми сегодня перенасыщен отечественный рынок труда (юристов, журналистов, экономистов и т. п.). Для тех же специальностей, в которых в стране ощущается острая необходимость, от ВНО целесообразно было бы отказаться.
То есть на «входе» в вуз ВНО должно остаться только для ограниченного круга чрезмерно «популярных» специальностей. Вместо того на «выходе» тестирование нужно ввести для всех специальностей без исключения.
И ныне нам необходимо окончательно определиться по поводу того, нужно ли оставить ВНО как определяющий фактор поступления в университеты. По этой проблеме необходима профессиональная дискуссия.

О недостатках «широкого конкурса»

Два года назад в Украине были введены новые правила распределения государственного заказа, которые окрестили системой «широкого конкурса». Суть изменений, если коротко, заключается в том, что бюджетное место жестко привязывается к поступающему. Абитуриент с высокими баллами имеет возможность получать образование на бюджетной форме обучения в выбранном им заведении. Подходы вроде бы справедливые. Однако уже первые результаты «широкого конкурса» выявили существенный недостаток этой модели: регионы начали быстро терять лучших выпускников, а региональные вузы — государственный заказ.
Как свидетельствуют данные аналитического центра CEDOS, массово покидают родной регион прежде всего студенты с высокими баллами ВНО, которые чувствуют свою способность поступить в престижные университеты крупных городов. В частности, поступающие, набравшие свыше 180 баллов за ВНО по украинскому языку, довольно редко идут в вузы своей области. Получать образование в вузах своего региона в результате остается лишь треть (а иногда и того меньше) выпускников Кировоградской, Хмельницкой, Черниговской, Черкасской, Ривненской, Житомирской, Волынской, Херсонской, Полтавской, Николаевской. И, по понятным причинам, Донецкой и Луганской областей.
Ныне невозможно сказать, сколько абитуриентов-«мигрантов» останется на новом месте после обучения, а сколько вернется домой. Однако очевидно, что многие выпускники будут иметь лучшие перспективы трудоустройства именно в том городе, в котором они учились. Поэтому областные и районные центры, страдающие от такой «утечки мозгов», рискуют навсегда потерять способную и активную молодежь, которая могла бы менять свой регион к лучшему.
В таких условиях системного вымывания человеческого капитала уже через несколько лет мы получим в стране 3—4 университетских центра и кучу депрессивных, бесперспективных областей. И это не преувеличение.
Недавно Совет ректоров заведений высшего образования Одесской области проанализировал внедрение «широкого конкурса» в разрезе областей. Это исследование было обнародовано на одном из заседаний Комитета по вопросам науки и образования и стало шоком для экспертной среды. Прежде всего поразило то, как сильно на протяжении последних пяти лет отличаются результаты ВНО абитуриентов в зависимости от региона Украины. Так, поступающие из южных областей по всем предметам стабильно демонстрируют значительно более низкие баллы, чем из западных и из Киева. Выяснение причин такой устойчивой разницы в результатах ВНО сейчас должно стать первоочередной государственной задачей, и прежде всего — для педагогической науки. Но факт остается фактом: в условиях «широкого конкурса» абитуриенты с юга априори неконкурентоспособны в сравнении с абитуриентами столицы и западных областей.
Если такая тенденция сохранится еще несколько лет, это приведет к необратимым процессам. Будут разрушены научные школы и целые направления подготовки, а центры высшего образования, которые формировались на протяжении сотни лет, окажутся под угрозой закрытия. Как результат — получим значительный дисбаланс качества человеческого капитала по регионам Украины. Ведь абсолютное большинство абитуриентов, получающих места госзаказа, будут жителями тех областей, в которых расположены приоритетные вузы.
По данным Совета ректоров ЗВО Одесской области, в вузах области количество бюджетных мест за последние пять лет уже сократилось более чем на половину. Не лучше ситуация и по другим областям юга Украины. Это обостряет социальную обстановку, ведь из-за ухудшения качества человеческого капитала существенно снижается инвестиционная привлекательность южного региона.

Регионализация «широкого конкурса» как спасение

Общество должно осознать: если ныне не изменим философию поступления в заведения высшего образования, уже в ближайшее время будем иметь катастрофическую ситуацию, связанную с системным вымыванием человеческого ресурса из регионального и местного уровней.
Какой может быть выход в этой ситуации? Совет ректоров заведений высшего образования Одесского региона предложил решение, которое заключается в идее регионализации «широкого конкурса». Чтобы обеспечить справедливое и прозрачное распределение государственного заказа (а следовательно, и равномерное финансирование государством развития высшего образования в регионах), адресное размещение госзаказа для получения степени бакалавра предлагается распределять по укрупненным регионам, опираясь на их демографические показатели. Стоит отметить, что это вполне соответствует требованиям пункта 8 статьи 72 Закона Украины «О высшем образовании», согласно которой «Финансирование за счет расходов Государственного бюджета Украины подготовки специалистов с высшим образованием по специальностям соответствующих ступеней высшего образования устанавливается в объеме, необходимом для обеспечения на каждые 10 тысяч населения обучения не менее 180 студентов».
Что даст регионализация адресного размещения госзаказа? Прежде всего — позволит сохранить имеющиеся преимущества введенного алгоритма распределения госзаказа и обеспечит гарантированное государственное финансирование развития человеческого капитала по регионам Украины (согласно требованиям пункта 8 статьи 72 Закона Украины «О высшем образовании»). Регионализация будет способствовать созданию справедливых условий для развития конкурентоспособных направлений подготовки и научных школ, исторически сложившихся в вузах всей страны. Но — с учетом региональных потребностей, что поможет сбалансировать развитие человеческого капитала по областям.
«Регионализация» позволит сформировать прозрачные предпосылки для создания мощных региональных университетов, которые будут работать в условиях справедливой конкуренции. Будут созданы условия для мобильности молодежи, а это поспособствует сокращению региональных ментальных отличий, повысит общую толерантность населения.
Если не хотим потерять на местном уровне серьезный человеческий капитал, мы должны дать региональным университетам второе дыхание. Ведь за закрытием учебных заведений непременно последуют опустошение и деградация, потеря преподавателей и целых научных школ, материально-техническую базу которых быстро разберут на винтики и распродадут за гроши.
Не исключаю, что одним из возможных вариантов недопущения такого развития событий может быть механизм объединения региональных университетов в мощные университетские центры.

Кадры решают все

Однако есть в системе национального образования проблема, не решив которой, мы не сдвинем с места ни одну другую. Уже ни для кого не секрет, что в Украине ныне наблюдается чрезвычайно серьезный дефицит учительских кадров. По данным Министерства образования и науки Украины, в школах сейчас катастрофически не хватает учителей начальных классов, есть проблемы с учителями иностранных языков и естественно-математических дисциплин.
Вполне очевидно, что такая ситуация стала следствием той недальновидной политики госзаказа, которая проводилась в последнее время. Так, еще в 2012 году количество студентов заведений высшего образования (бакалаврат), учившихся по программам подготовки учителей математики, составляло 7 370 человек, в 2017-м — лишь 2 311 человек. Будущих учителей физики в 2012 году было 4 430, в 2017-м — только 1 361. Стремительное уменьшение госзаказа наблюдаем также в дошкольном (в 2012 году — 10 627, в 2017-м — 4 731 человек) и в начальном образовании (в 2012 году — 15 747, в 2017-м — только 5 301).
Одним из возможных вариантов решения этой проблемы могло бы стать сознательное увеличение показателей госзаказа на подготовку соответствующих специалистов. Прежде всего — учителей. Иначе уже через 10—15 лет учить наших детей в школах будет просто некому.
И одна из причин заключается в том, что в поисках лучших условий для жизни украинская молодежь все чаще выезжает за границу.

В поисках лучших условий

По информации аналитического центра CEDOS, на протяжении последних лет среди наиболее предпочтительных для учебы стран остаются Польша, Германия, Россия, Канада, Италия, Чехия, США, Испания, Австрия, Франция и Венгрия. По состоянию на 2015/2016 учебный год количество украинцев в иностранных университетах составляло почти 66,7 тыс. человек. Динамика роста с 2009-го по 2016-й — 176 процентов!
Если же сравнивать два последних года, то прирост — почти 20 процентов. Причем 2/3 этого прироста дают украинцы, которые учатся в польских университетах. Они показали наиболее стремительное увеличение, как в абсолютном, так и в относительном показателях, — с 22,8 тыс. до 30 тыс. человек (около 32 процентов). Также значительный относительный и абсолютный прирост украинских граждан демонстрировали канадские, словацкие и итальянские университеты.
Нужно признать: благоприятные условия для утечки мозгов из нашей страны мы создали сами. В частности, уже вполне очевидно, что решающим инструментом доступа заграничных стран и университетов к структуре инновационного человеческого капитала Украины выступила соответствующая информационная инфраструктура сопровождения внешнего независимого оценивания. Открытые источники информации не создают ни одной из заинтересованных сторон никаких преград для получения сведений о результатах ВНО выпускников украинских школ. Ресурс открыли, и о возможных последствиях открытости, как всегда, не подумали.
Следует также признать, что отечественная система образования из-за своей чрезмерной зарегулированности проигрывает системам образования даже ближайших соседей (Польша, Чехия и т. п.), она фактически отсекает украинскую молодежь, и в результате молодые украинцы едут учиться за границу. Туда, где, в отличие от Украины, нет искусственных барьеров на входе в образовательную среду.
Значит, мы не создали возможностей для молодого человека, чтобы он мог реализовать себя и свои таланты дома. Вместо этого создали такие условия, чтобы наша молодежь уезжала учиться и работать за рубеж, а потом создавала инновационный продукт уже для других стран. Но ситуацию еще можно исправить, изменив законодательство в интересах нации и с поправками на требования времени. Как это сделали большинство стран-соседей.

Александр СПИВАКОВСКИЙ,
народный депутат Украины,
первый заместитель председателя
Комитета Верховной Рады
по вопросам науки и образования,
доктор педагогических наук.

Все статьи рубрики На главную