В столице украинского гончарства — поселке Опошне, что на Полтавщине, — нынешнее лето выдалось особенно щедрым на плоды. Природные и рукотворные — «прорастающие» из глины... Апогеем масштабных мероприятий, посвященных древнему ремеслу, стала традиционная, уже десятая по счету, Неделя национального гончарного «здвиження», которая закончилась в начале июля. А своего рода прелюдию к ней «сыграли» здесь еще на пороге лета, когда открывали ХІІ Международный молодежный гончарский фестиваль и также традиционную Э-летнюю академию для романтиков, харизматиков, чудаков и деятелей. То есть для полнейших «неофитов», которые хотели за три недели овладеть азами гончарства. А работа археологов, которые ищут и исследуют образцы древней керамики на тамошнем городище, продолжаются до сих пор.

Василий Омеляненко с представительницами семьи Пошивайло.

 

Первые прикосновения к глине, сделанные на фестивале гончаров, запомнятся на всю жизнь.

 

Селфи с красотой среди красоты.

Фото автора.

Масштабы достижений и... потерь

В рамках упомянутого «Здвига-2018» самым многолюдным, конечно же, стал Национальный фестиваль гончарства, который ранее назывался Днем гончара. Его делали более выразительным несколько выставок, открытых накануне. Самая большая из них — это работы мастеров одного из мощнейших отечественных гончарских центров, действовавших в селе Цветное на Кировоградщине. Выставка подтверждала удивительное разнообразие украинской керамики и масштабы ее... потерь. Ведь в конце прошлого века то «гнездо» гончаров пришло в упадок, и теперь его плоды можно увидеть лишь в музейных и частных коллекциях.

Однако хранители этого древнего ремесла есть, и не только в Украине. Одна из них — американка украинского происхождения Наталья Кормелюк — показала в Опошне экспозицию своих произведений под девизом «Диалоги с глиной». Эта немолодая женщина учит гончарничать учеников одной из школ в штате Мэриленд. А на этот раз приехала в Опошню не только в гости. Работая в находящейся на территории Национального музея-заповедника украинского гончарства кераморезиденции, она изготовила здесь почти сто (!) собственных завершенных работ и в то же время была куратором Э-летней академии.

Еще одну персональную выставку посвятили 45-летию потомственного опошнянского гончара Николая Варвинского. Казалось, совсем недавно его причисляли к когорте представителей младшего поколения. А сегодня о нем говорят как о зрелом мастере-виртуозе. Во время устроенных на фестивале захватывающих соревнований гончаров на изготовление традиционных изделий из глины даже... вслепую, то есть с завязанными глазами, Николаю Варвинскому не было равных. Хотя ему уже в спину дышали младшие коллеги...

Именно на необходимости обеспечить наследственность поколений гончаров и художников-керамистов, не растерять наши традиции и не утратить очаг народных ремесел акцентировали внимание народные депутаты Украины от Полтавщины Юрий Бублик и Олег Кулинич, генеральный директор музея-заповедника в Опошне Олесь Пошивайло и другие выступающие во время открытия фестиваля. Его организаторы решили отметить и тех, кто способствует сохранению и популяризации нашего наследия, в частности журналистов. Поэтому диплом за лучшую печатную публикацию о прошлогоднем «Здвиге-2017» они вручили и собкору «Голоса Украины».

«Делаю все, что осилю»

Вне сомнения, самой приятной неожиданностью для всех стало появление на фестивале корифея украинского гончарства, одного из творцов бессмертной славы Опошни, лауреата Шевченковской премии Василия Омеляненко, которому в начале августа исполнится 93 года! Ранее он был неизменным участником подобных мероприятий в родном поселке, но несколько последних пропустил по болезни... И вот снова патриарх сам пришел на торжества и поздравил присутствующих с Днем гончара. Пожелал младшим коллегам обогащать собственное творчество новыми идеями и «прославлять и себя, и нашу Украину».

Автор этих строк спросил у Василия Онуфриевича о состоянии его здоровья. Говорит, что два года назад он поскользнулся на присыпанной снежком тропе и упал. Это стало причиной кровоизлияния в мозг... Больше всего благодарен полтавским хирургам, золотые руки которых вернули его не только к полноценной жизни, но и к работе. Невероятно, но факт: в таком более чем почтенном возрасте он остается действующим гончаром! Дома продолжает изготовлять свои глиняные чудеса. Причем не только «детские», небольшие, на которые, как правило, переходят даже значительно младше его ветераны.

— Делаю все, что могу, — говорит Василий Омеляненко. — И львов, и быков, и лошадей. Изделия немалые. Как раньше говорили, на ведро самогона, но я же не пью... А если серьезно, то все это удержать дома не могу, потому как его раскупают. Домой приезжают, заказы делают. У меня и дом, и мастерская — маленькие. А когда недавно меня посетили девушки, приехавшие в нашу Опошню отовсюду, я и говорю: «Дом маленький, но вместил всю Украину». Учеников у меня много. Наведываются из многих городов. Просто показать им, как месить глину или садиться за гончарный круг — мало. Поэтому всегда желаю, чтобы у них работала творческая мысль, и были любовь к глине и усидчивость. С любовью и усидчивостью можно преодолеть все.

В постоянном пульсировании творческой мысли среди младших мастеров можно было убедиться и в торговых рядах ярмарочного городка фестиваля, и на «авангардной» выставке художника-керамиста с Харьковщины Александра Мирошниченко и при осмотре работ участников I Международного симпозиума надзаборной монументальной керамики. Последний, кстати, заинтересовал профессионалов не только из Украины: в Опошню прибыли еще и мастера из Литвы, Хорватии и Болгарии. Сама идея такого творческого соревнования — инновационная. Ведь прежде никто ничего подобного не устраивал. Хотя потребность «развеселить» наши монотонные бетонные и кирпичные огорожи, напоминающие тюремные ограды, остается насущной...

При этом и те надзаборные, и надворотные скульптуры, и другие современные произведения существенно отличаются от традиционных опошнянских. Нравятся ли они живому классику? «Знаете, молодые мастера якобы и отходят немного в сторону от народных традиций, но наблюдать за этим приятно и интересно, — отвечает Василий Омеляненко. — Поскольку в их работах видишь развитие нашего ремесла. Тем более, что в свое время мне тоже приходилось делать то, чего ранее никто не делал».

Ищут сокровища прошлого и приумножают их

Не менее щедрым на творческие находки оказался и устроенный в рамках «Здвига-2018» восьмой кузнечный фестиваль «Вакула-фест». В этот раз мастера огня и металла изготовляли уличные декоративные фонари. Наиболее оригинальным жюри признало светильник кузнеца из Киева Леонида Довгошея, он получил гран-при.

А самым зрелищным, как и всегда, стало соперничество участников конкурса гончарского бодипейнтинга — росписи на теле. Кстати, в этот раз модели и художники-авторы работ впервые выходили на настоящую концертную сцену, которую обустроили на своего рода (пока что импровизированном) певческом поле у пруда. Немного спустя на этой сцене дарила свои песни участникам фестиваля и всем желающим и популярная певица Ирина Федишин. Она в творчестве также не избегает народных традиций. Так что ее выступление стало осовремененным продолжением песенно-музыкального фестиваля «Гончарное перевесло», в котором приняли участие многие фольклорные коллективы и исполнители.

Организаторы масштабного летнего «здвиження» в Опошне и на этот раз не изменили традиции дополнять празднования и развлечения научными мероприятиями. Поэтому вскоре на базе музея-заповедника состоялся международный научный симпозиум «Керамика как маркер межкультурных связей древнего населения Украины: импорты, заимствования, имитации». В нем, кроме авторитетных отечественных специалистов, принял участие известный исследователь и организатор археологической практики из Великобритании Ричард Карлтон. 

Кстати, в этом году территория музея-заповедника расширилась. На только что освоенном месте вгнездилась база наших археологов, которым летом во время раскопок предстоит собрать свой «урожай». После такого мощного «Здвига» нет сомнений в том, что во все времена года ту сокровищницу прошлого будут приумножать современные покорители глины. И корифеи-патриархи, и молодые мастера.

Полтавская область.