Высший знак государственности — короны киевского князя Владимира (на снимке) и его супруги Анны Византийской — выставили в Национальном заповеднике «София Киевская».

 

Как отметила во время презентации выставки заведующая научно-исследовательским отделом заповедника «Институт «Святая София», доктор исторических наук Надежда Никитенко, реконструкцию этих клейнод провели на основании исторических источников: сребреников и злотников — монет, на которых в период Киевской Руси чеканилось изображение Владимира и где князь изображался в короне, а также фресок, хроник и описаний. Президент благотворительного фонда «Возрождение историко-культурного наследия Украины имени Героя Украины Б. Г. Возницкого» Игорь Жук, автор проекта и инициатор выставки, говорит, что за основу стилизованных головных уборов киевских правителей также взяты византийские короны — Константина IX Мономаха (XI век) и святого Иштвана, а также византийские памятники IX—X веков и эмали знаменитого Лимбургского реликвария конца Х века.

 

На снимке: президент благотворительного фонда «Возрождение историко-культурного наследия Украины имени Героя Украины Б. Г. Возницкого» Игорь Жук рассказывает историю корон киевских правителей — князя Владимира и Анны Византийской.
 

— Достаточно взглянуть на эти короны, чтобы почувствовать все могущество Киевской Руси, — отмечает Надежда Никитенко. — Это историческая реконструкция, и никто не может сказать, что наша история выдумана. Корона — знак монаршей власти. Еще в XVI—XVII веках помнили, что Владимир был монархом.
— Стилизованная реконструкция византийских корон X—XI веков в нашей стране не проводилась и не имеет аналогов, — отмечает Игорь Жук. — Короны князя Владимира и Анны Византийской входят в большое собрание исторических головных уборов духовных и светских лидеров «Короны мира», насчитывающее около 80 экспонатов.
Есть в собрании, которое сейчас экспонируется в Национальном музее «Чернигов древний», и корона Даниила Галицкого, который, создавая европейскую коалицию для борьбы с монголо-татарами, принял венец от Папы Римского Иннокентия IV в 1253 году и стал королем всей Руси, и Роксоланы, жены правителя Османской империи Сулеймана.
Сделаны презентованные венцы Владимира и Анны украинскими ювелирами по византийским и современным технологиям из серебра с позолотой, украшены драгоценным и полудрагоценным камнями, перегородчатыми эмалями. На их отделку пошло почти 10 тысяч натуральных жемчужин.
— Цель нашей экспозиции — просветительская, — подчеркивает Игорь Жук. — Через реконструкцию венцов киевских правителей мы хотели показать развитие украинской государственности в контексте государствообразующих европейских процессов, а также персонализировать исторические события, рассказать о крещении Киевской Руси, князе Владимире. Исторически именно корона была тем клейнодом, который воплощал государственную идею. Поэтому создание стилизованных корон Владимира и Анны, по моему мнению, стало еще одним шагом к познанию нашей идентичности. Если мы хотим жить в сильном государстве, то должны учить свою историю. А она у нас богатая и славная. Киевские князья были могущественными, и о них нужно снимать фильмы. Сейчас благотворительный фонд работает над идеей создания музея символов власти прошлых эпох, государственных реликвий. Как и над идеей, которую в свое время генерировал подвижник музейного дела Борис Возницкий. Он предлагал создать Украинский Лувр, где были бы собраны реликвии от глубокой древности — Каменной Могилы, Мезинской культуры, Триполья, княжеской эпохи — до нашего времени. В запасниках наших музеев хранятся бесценные сокровища всех эпох. Их нужно выставлять, нужно, чтобы их видели люди. Борис Возницкий мечтал о музее, в который бы зашел человек и увидел историю всех украинских земель. На такие просветительские и гуманитарные акции и направлена наша деятельность.
Выставка корон Владимира Великого и Анны Византийской посвящена 1030-летию крещения Киевской Руси-Украины и 1000-летию «Софии Киевской».

Светлана ЧЕРНАЯ.
Фото Георгия ЛУКЬЯНЧУКА.